Иногда «Победу» выделяют в отдельный класс. Третий «пересвет» было поручено строить Балтийскому заводу, только недавно закончившему головной корабль. Заложили его на том же стапеле, что и предшественника. Судостроители переработали проект, облегчили корпус, увеличили объемы угольных бункеров, усовершенствовали защиту.
Балтийский завод продемонстрировал отменную скорость: по бумагам броненосец заложили 09.02.99 г., а через год, 11.05.00 г., состоялись торжества, посвященные его спуску со стапеля.
Машины приняли в казну в 1901 г., зафиксировав проектные 18,5 уз., вооружение – годом позже, окончательная цена составила 10,05 млн. рублей. Расход угля был необычайным, из труб валил такой густой дым, что по прибытии в Портленд пришлось заново красить борта и надстройку. Быстрая, но чумазая и прожорливая «Победа» приключилась с флотом.
Осенью 1902 г. Балтийский флот отправил на Дальний Восток большой отряд для поддержки Тихоокеанской эскадры.
К нему присоединился и «пересвет», но в походе столкнулись с многочисленными поломками в машинных отделениях. Представители завода-изготовителя указывали на необученность котельных команд, флотское начальство – на плохую сборку механизмов. Истина, как водится, была где-то между этими мнениями.
Отстав от отряда в Средиземном море, он ремонтировался в Пирее до конца марта. Путь из Греции в конечную точку маршрута, дальневосточный Порт-Артур, занял три месяца. Летом 1903 г. вся эскадра ходила во Владивосток, к этому моменту в ее составе были два «систершипа», «Ослябя», третий одноклассник, задерживался на Балтике.
История «Победы» в Русско-японской войне.
В ночь японской торпедной атаки, ставшей началом войны, повреждений не получил, вел огонь противоминным калибром по неприятелю, однако сведений о его успешности нет. 27 января японцы добились двух попаданий по броненосцу, но ни боеспособность, ни мореходность не снизились, и он оставался в бою до самого конца. В этой перестрелке была задействована практически вся наличная артиллерия, за исключением малокалиберных орудий Гочкиса и десантных пушек.
Во время блокады обе стороны практиковали стрельбу через близлежащие горные цепи, и корабли, оснащенные дальнобойными 254-мм пушками, отвечали огнем по японцам сразу с внутреннего рейда крепости.
В день гибели Адмирала Макарова «Победа» также подорвалась на мине, взрыв пришелся на угольные ямы, боезапас остался не тронутым, и она смогла самостоятельно вернуться в Порт-Артур. Воду, поступавшую в носовую пробоину, остановили переборки, хотя командир даже успел отдать приказ о спуске шлюпок и катеров. В апреле на берег отдали половину всей средней артиллерии и начали ремонт подводной пробоины, полученной 31 марта.
Для эскадренного боя с превосходящим по силе японским флотом требовалось нахождение на броненосцах всей номенклатуры вооружений. С одной стороны нужно было уводить флот из окруженного Порт-Артура, с другой стороны на места не успевали вернуть всю артиллерию с фронта и береговых укреплений. Агония Тихоокеанской эскадры могла закончиться раньше и с большими потерями, если бы командование приняло бой при первой попытки прорыва в июне.
В сражении 28 июля японцы били в голову русской колонны, стараясь первым вывести из боя флагман, что им в итоге и удалось. «Победа» была третьей в строю и получила довольно малый урон, всего одну подводную пробоину, остальные повреждения пришлись на борт, надстройки и дымовые трубы.
Из вооружений уничтожены были две пушки среднего и противоминного калибра. Огромным оказался расход боеприпасов, при возвращении в Порт-Артур против японских миноносцев задействовали ту самую артиллерия малого калибра, которой не было на борту в июне.
После боя в Желтом море между оставшимися кораблями отряда разделили сектора обороны крепости, снова сняли артиллерию, сформировали роты морской пехоты. Броненосцу приказано было защищать южную часть внутреннего рейда. В сентябре японцы начали корректировать огонь с близлежащих высот, которые удалось отбить у защитников крепости. Частота и точность попаданий выросла в разы.
В ноябре, после взятия горы Высокой, противник получил доступ ко всему внутреннему рейду и очень быстро пристрелялся по целям в бухте. 24-го числа, после множества попаданий из осадных мортир, «Победа» села на грунт, этот день оказался для нее последним, следующей ночью оставшийся экипаж перебрался на берег. Паровой катер перед капитуляцией крепости прорвался в китайский Чифу.
Трофей в японском флоте.
Японцы подняли корабль уже через год, в середине осени 1905 г., переименовали и отправили в метрополию на ремонт и модернизацию.
Как и другие трофеи, он стал броненосцем береговой обороны, с 1905 г. носил название «Суо». Выполнял функции по патрулированию, охране побережья, обучению моряков императорского флота.
В 1914 г. участвовал в блокаде Циндао, после окончания Первой Мировой Войны еще несколько лет прослужил учебным судном. Данные об окончании его карьеры разнятся, возможно, его разобрали в 22-ом году, возможно, он дотянул до 46-ого в виде портового блокшива.
Можно оценивать «пересветы» с противоположных точек зрения. Свои плюсы, мореходность, скорость и дальнобойность артиллерии, кораблям не удалось воплотить в успешные сражения. Но то, для чего они строились, тактику рейдерской морской войны и тесных действий с крейсерами за все противостояние с японцами русские моряки не применили ни разу.