(Продолжение. Начало здесь).
Галерея Академии в Венеции – один из крупнейших музеев мира, среди шедевров которого такие работы, как «Гроза» Джорджоне и «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Работы, хранящиеся в Академии, оказали огромное влияние на мировое искусство, в том числе и на крупнейших российских и украинских художников.
Картинная галерея была создана после того, как Наполеон, захвативший Венецианскую республику, в 1805 году закрыл местные монастыри, а произведения искусств из них собрал в одной картинной галерее.
Для этого соединили в один комплекс церковь Санта Мария делла Карита (Милости Божией, 1441-1452), Скуола Гранде делла Карита (1343) с готическим порталом и монастырь (1561). Интересно, что именно здесь скрывался на монастырской кухне под видом подсобного рабочего римский папа Александр III, спасаясь в 1177 году от германского императора Фридриха Барбароссы.
Мост Академии - один из немногих мостов через Большой канал - выполнен из дерева так как изначально строился как временный, на замену стальному австрийскому, сооруженному в XIX веке. Хотя сама идея построить мост на этом месте восходит к XVI веку.
Недалеко от Галереи Академии, на другой стороне Большого канала зимой 1884-1885 жил известный российский художник Михаил Врубель (1856-1910), поселившийся вместе с украинским коллегой Самуилом Гайдуком в бельэтаже каза Росси (этот дворец XV века сохранился до нашего времени) у кампо Сан-Маурицио.
Врубель приехал в Венецию не столько отдыхать, сколько и работать, – художник вел подготовительную работу к созданию икон Кирилловской церкви в Киеве. Кирилловский монастырь расположен к северо-западу от исторического центра древнего Киева, в урочище «Дорогожичи», откуда по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов, церковь датируется примерно 1139 годом – она служила родовой усыпальницей чергниговских князей Ольговичей.
Работы по реставрации храма XII века возглавлял профессор А.В. Прахов, заказавший Врубелю четыре образа (Богоматери, Христа, а также святых Афанасия и Кирилла). К проведению реставрационных работ Прахов привлек около 30 учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, а также 10 студентов Императорской Академии художеств, среди которых был и никому тогда неизвестный Михаил Врубель. Прахов и Врубель работали вместе в Кирилловской церкви и Софийском соборе летом 1884 года, копируя древние фрески и мозаики, после чего профессор посоветовал художнику для вдохновения съездить в Равенну и Венецию и посмотреть на византийские мозаики, а также работы Беллини, Тициана, Тинторетто, Веронезе и др. Среди прочего Врубель собирался снять копии с мозаик собора Сан-Марко.
По дороге художник успел заехать к родным в Харьков, а затем с киевским художником Самуилом Гайдуком отправился в Вену, где они потеряли друг друга, но снова встретились уже в Венеции. В бельэтаже каза Росси Врубель устроил настоящую мастерскую, где работал без натурщиков. Зато он много изучал картины Беллини, Тьеполо, Тинторетто, Карпаччо и других венецианских мастеров. Ездил и на остров Торчелло, где посетил знаменитую византийскую базилику Санта Мария Ассунта, о чем писал в письме Прахову: «Был я в Торчелло, радостно шевельнулось на сердце – родная, как есть, Византия. Посмейтесь над человеком, находящимся в стране Тициана». Неудивительно, что ангелы в Кирилловской церкви создавались под влиянием именно базилики на Торчелло.
Заказанные образы для Кирилловской церкви Врубель писал маслом на тяжелых цинковых досках. Кстати, об особенностях такой техники он даже успел подискутировать с великим химиком Дмитрием Менделеевым который также тогда пребывал в Венеции. Что еще интереснее: в эскизах Врубеля проглядывает лицо одной киевской дамы – жены спонсора всего проекта.
В семье Праховых сохранился альбом с карандашными и акварельными набросками художника. Более того, прообразом для лица Богоматери на иконе в Кириловской церкви и стала та самая киевская дама - жена А.В. Прахова Эмилия Львовна, к которой художник был более чем неравнодушен.
Командировка в Венецию оказала на художника огромное влияние. Искусствоведы и биографы Врубеля полагают, что его более поздние энергично-порывистые работы навеяны такими работами Тинторетто, как, например, «Чудо святого Марка» в Академии. Более того, в Киев Врубель вернулся в бархатном костюме с панталонами до колен, чулках и штиблетах, словно сам сошел с полотен венецианских мастеров.
По слухам, в Киеве он сделал предложение руки и сердца Эмилии Львовне, причем через ее мужа, после чего семья Праховых прекратила с ним всякие контакты. Врубель переносил свою любовь очень тяжело: известно, что он рассказывал Константину Коровину как сам резал себя по всему телу из-за любовных переживаний.
Эмилия Львовна действительно была женщиной выдающейся: урожденная француженка, она брала уроки музыки у самого Ференца Листа, в 16 лет вышла замуж за Прахова и объездила с ним множество стран, содержала в салон, который посещали мастера, работавшие над оформлением Владимирского собора в Киеве (именно Прахов привлек к работе в этом соборе еще одного великого художника – Виктора Васнецова).
Варвара Великомученица в правом иконостасе Владимирского собора была написана художником Михаилом Нестеровым с дочери Эмилии Львовны – Елены. Нестеров делал ей предложение, однако властная мать воспротивилась, и Елена так и осталась без мужа на всю жизнь. Другая ее дочь, Ольга, по просьбе матери сожгла всю ее переписку с Врубелем, однако эскиз в образе Богоматери был сохранен.
В заметке использованы материалы из книги Алексея Кара-Мурзы «Знаменитые русские Венеции» (Издательство Ольги Морозовой, 2019), фото из открытых источников и фото автора.