Найти тему

Неизвестное о Венеции. История шестая – как Врубеля работа из Киева до Венеции довела

(Продолжение. Начало здесь).

Галерея Академии в Венеции – один из крупнейших музеев мира, среди шедевров которого такие работы, как «Гроза» Джорджоне и «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Работы, хранящиеся в Академии, оказали огромное влияние на мировое искусство, в том числе и на крупнейших российских и украинских художников.

Церковь Санта Мария делла Карита (Милости Божией, 1441-1452).
Церковь Санта Мария делла Карита (Милости Божией, 1441-1452).

Картинная галерея была создана после того, как Наполеон, захвативший Венецианскую республику, в 1805 году закрыл местные монастыри, а произведения искусств из них собрал в одной картинной галерее.

Одна из самых загадочных картин в мировой истории - «Гроза» Джорджоне (около 1510).
Одна из самых загадочных картин в мировой истории - «Гроза» Джорджоне (около 1510).

Для этого соединили в один комплекс церковь Санта Мария делла Карита (Милости Божией, 1441-1452), Скуола Гранде делла Карита (1343) с готическим порталом и монастырь (1561). Интересно, что именно здесь скрывался на монастырской кухне под видом подсобного рабочего римский папа Александр III, спасаясь в 1177 году от германского императора Фридриха Барбароссы.

Белый фасад с колоннами датируется эпохой Наполеона (1807-1811).
Белый фасад с колоннами датируется эпохой Наполеона (1807-1811).
Мост Академии.
Мост Академии.
Причал гондол у моста Академии.
Причал гондол у моста Академии.

Мост Академии - один из немногих мостов через Большой канал - выполнен из дерева так как изначально строился как временный, на замену стальному австрийскому, сооруженному в XIX веке. Хотя сама идея построить мост на этом месте восходит к XVI веку.

Вид с моста Академии на Большой канал.
Вид с моста Академии на Большой канал.
Вид с моста Академии на Большой канал.
Вид с моста Академии на Большой канал.
«Процессия на площади Сан-Марко» Беллини.
«Процессия на площади Сан-Марко» Беллини.
«Чудо на мосту Риальто» Карпаччо.
«Чудо на мосту Риальто» Карпаччо.

Недалеко от Галереи Академии, на другой стороне Большого канала зимой 1884-1885 жил известный российский художник Михаил Врубель (1856-1910), поселившийся вместе с украинским коллегой Самуилом Гайдуком в бельэтаже каза Росси (этот дворец XV века сохранился до нашего времени) у кампо Сан-Маурицио.

Михаил Врубель, автопортрет.
Михаил Врубель, автопортрет.

Врубель приехал в Венецию не столько отдыхать, сколько и работать, – художник вел подготовительную работу к созданию икон Кирилловской церкви в Киеве. Кирилловский монастырь расположен к северо-западу от исторического центра древнего Киева, в урочище «Дорогожичи», откуда по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов, церковь датируется примерно 1139 годом – она служила родовой усыпальницей чергниговских князей Ольговичей.

Современный вид Кирилловской церкви в Киеве.
Современный вид Кирилловской церкви в Киеве.

Работы по реставрации храма XII века возглавлял профессор А.В. Прахов, заказавший Врубелю четыре образа (Богоматери, Христа, а также святых Афанасия и Кирилла). К проведению реставрационных работ Прахов привлек около 30 учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, а также 10 студентов Императорской Академии художеств, среди которых был и никому тогда неизвестный Михаил Врубель. Прахов и Врубель работали вместе в Кирилловской церкви и Софийском соборе летом 1884 года, копируя древние фрески и мозаики, после чего профессор посоветовал художнику для вдохновения съездить в Равенну и Венецию и посмотреть на византийские мозаики, а также работы Беллини, Тициана, Тинторетто, Веронезе и др. Среди прочего Врубель собирался снять копии с мозаик собора Сан-Марко.

Интерьер Кирилловской церкви, современный вид.
Интерьер Кирилловской церкви, современный вид.

По дороге художник успел заехать к родным в Харьков, а затем с киевским художником Самуилом Гайдуком отправился в Вену, где они потеряли друг друга, но снова встретились уже в Венеции. В бельэтаже каза Росси Врубель устроил настоящую мастерскую, где работал без натурщиков. Зато он много изучал картины Беллини, Тьеполо, Тинторетто, Карпаччо и других венецианских мастеров. Ездил и на остров Торчелло, где посетил знаменитую византийскую базилику Санта Мария Ассунта, о чем писал в письме Прахову: «Был я в Торчелло, радостно шевельнулось на сердце – родная, как есть, Византия. Посмейтесь над человеком, находящимся в стране Тициана». Неудивительно, что ангелы в Кирилловской церкви создавались под влиянием именно базилики на Торчелло.

Зал Галереи Академии в Скуола Гранде делла Карита с алтарями и иконами в византийской стилистике.
Зал Галереи Академии в Скуола Гранде делла Карита с алтарями и иконами в византийской стилистике.

Заказанные образы для Кирилловской церкви Врубель писал маслом на тяжелых цинковых досках. Кстати, об особенностях такой техники он даже успел подискутировать с великим химиком Дмитрием Менделеевым который также тогда пребывал в Венеции. Что еще интереснее: в эскизах Врубеля проглядывает лицо одной киевской дамы – жены спонсора всего проекта.

Врубель, «Богоматерь с младенцем», 1885, Кирилловская церковь.
Врубель, «Богоматерь с младенцем», 1885, Кирилловская церковь.

В семье Праховых сохранился альбом с карандашными и акварельными набросками художника. Более того, прообразом для лица Богоматери на иконе в Кириловской церкви и стала та самая киевская дама - жена А.В. Прахова Эмилия Львовна, к которой художник был более чем неравнодушен.

 «Чудо святого Марка» Тинторетто.
«Чудо святого Марка» Тинторетто.

Командировка в Венецию оказала на художника огромное влияние. Искусствоведы и биографы Врубеля полагают, что его более поздние энергично-порывистые работы навеяны такими работами Тинторетто, как, например, «Чудо святого Марка» в Академии. Более того, в Киев Врубель вернулся в бархатном костюме с панталонами до колен, чулках и штиблетах, словно сам сошел с полотен венецианских мастеров.

По слухам, в Киеве он сделал предложение руки и сердца Эмилии Львовне, причем через ее мужа, после чего семья Праховых прекратила с ним всякие контакты. Врубель переносил свою любовь очень тяжело: известно, что он рассказывал Константину Коровину как сам резал себя по всему телу из-за любовных переживаний.

Рисунок Врубеля, итальянский карандаш, 1885. Портрет Э.Л. Праховой.
Рисунок Врубеля, итальянский карандаш, 1885. Портрет Э.Л. Праховой.

Эмилия Львовна действительно была женщиной выдающейся: урожденная француженка, она брала уроки музыки у самого Ференца Листа, в 16 лет вышла замуж за Прахова и объездила с ним множество стран, содержала в салон, который посещали мастера, работавшие над оформлением Владимирского собора в Киеве (именно Прахов привлек к работе в этом соборе еще одного великого художника – Виктора Васнецова).

Варвара Великомученица в правом иконостасе Владимирского собора была написана художником Михаилом Нестеровым с дочери Эмилии Львовны – Елены. Нестеров делал ей предложение, однако властная мать воспротивилась, и Елена так и осталась без мужа на всю жизнь. Другая ее дочь, Ольга, по просьбе матери сожгла всю ее переписку с Врубелем, однако эскиз в образе Богоматери был сохранен.

В заметке использованы материалы из книги Алексея Кара-Мурзы «Знаменитые русские Венеции» (Издательство Ольги Морозовой, 2019), фото из открытых источников и фото автора.

(Продолжение следует).

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц