Мало кто знает, откуда пошло крылатое выражение: «Новое - это хорошо забытое старое». В 1824 году личная портниха французской королевы Марии Антуанетты в своих мемуарах рассказала интересную историю. Однажды, она, слегка подновив старое платье королевы, предложила его Марии Антуанетте, и та с удовольствием его приняла. Королева с удовольствием носила платье, а мы с удовольствием пользуемся крылатым выражением.
Недавно на курсах повышения квалификации лектор, молодой человек тридцати лет, учил нас, как надо двигать образование вперёд, как надо смело забывать старые советские технологии, ибо они идеологизированы и морально устарели. Надо брать на вооружение новые прогрессивные, конечно же, западные или сингапурские технологии, и тогда, как пела группа «Тату», а потом перепела А.Б. Пугачева и С. Ротару на новогоднем огоньке - нас не догонят! Тридцать лет – это поколение, которое поступало в ВУЗы по результатам ЕГЭ, подумала я, и что-то взгрустнулось.
«Не хвататься за старьё»
На одном из совещаний, чиновник от образования подверг критике использование КТД (методики коллективно творческого дела). Сказал, что в советское время это работало, коммунарские сборы и всё такое прочее, но коммунизм уже не строим и этой технологии место в утиле. Надо методически расти, идти в ногу со временем, а не хвататься руками за старье.
Технология – это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. Как может устареть коллективная или, говоря современным фгосовским языком, групповая работа? Как может устареть творчество? А главное, как может устареть ДЕЛО, т.е. деятельностный подход?
Расскажу, как у нас
В Челябинске есть старейшее учебное заведение города, школа № 1. Именно там, в 1960-е гг., когда директором школы был Владимир Абрамович Караковский, начинают активно использовать технологию коллективно творческого дела. Все очень просто, она строится на четырёх китах:
- сами планируем,
- сами придумываем,
- сами проводим,
- сами анализируем.
При В.А. Караковском была заложена мощнейшая база традиционных школьных дел: День Памяти выпускников, погибших в годы Великой Отечественной войны, Праздник Песни, Коммунарские сборы, Корчагинская вахта (сбор металлолома) и многие другие. «Каждое дело творчески, иначе зачем!» - вот идея, которая пережила распад СССР и позволила школе продолжить эти традиции в XXI веке.
Конечно, коммунистическая идеология канула в лету, а вместе с ней и сбор металлолома, но сохранился принцип творчества. Учениками были придуманы новые дела, которые они с удовольствием сами планируют, сами придумывают, сами проводят, сами анализируют. Ученики В.А. Караковского привели в эту школу своих детей, а сегодня учатся уже их внуки. На гербе школы три слова: «Традиции. Творчество. Братство.» Стоит ли отказываться от этого, чтобы заново изобретать колесо?
С уважением, учитель истории Екатерина Узакова.
Гимназия №1 города Челябинска