В эпоху космической гонки, СССР требовалась собственная сверхтяжёлая ракета. В связи с интенсивным освоением космоса её область применения могла быть очень широкой: выведение на земную орбиту спутников и космических платформ, обеспечение лунных и даже межпланетных полётов — всё это было под силу перспективной «Энергии».
Работы по её созданию велись с 1976 года, одновременно с разработкой «Бурана». Двухступенчатый аппарат состоял из главного блока и четырёх дополнительных ускорителей по бокам. Такая конструкция позволяла выводить на околоземную орбиту примерно 100 тонн груза.
Также разрабатывались модификации, способные после запуска сесть на аэродром ("Энергия-2")
И комплектация ракеты с увеличенным числом ускорителей, способная выводить на орбиту свыше 200 тонн груза ("Энергия-Вулкан"). Но все дополнительные проекты по модификации так и остались на бумаге.
Через несколько лет трудоёмкой работы главные составляющие ракеты были изготовлены. Для транспортировки столь массивных деталей на космодром изначально планировалось использовать самый грузоподъёмный самолёт в мире Ан-225 «Мрия», но конструкторы не успевали закончить его постройку к заданному сроку, и задачу выполнял самолёт «Атлант».
При создании ракеты учитывался печальный опыт предшественника — сверхтяжелой ракеты «Н-1», и это дало свои плоды. В 1987 году прошёл первый пуск «Энергии». Тогда она успешно отправила на орбиту боевую лазерную станцию «Полюс», но главное испытание было впереди. Через полтора года состоялся запуск, ради которого и создавалась «Энергия». Ей предстояло отправить на орбиту космический корабль «Буран» и она справилась со своей задачей — полёт ракеты и челнока прошёл успешно.
Но по причине нехватки средств в бюджете и отсутствия надобности в столь тяжелой ракете, в начале 1990-х годов вся программа «Энергия» была свёрнута, а частично готовые экземпляры уничтожены. А ведь ракета по своим характеристикам могла обойти американскую «Сатурн-5», которая до сих пор считается самой грузоподъёмной в мире. Кто знает, по какому пути пошла бы космонавтика, получи «Энергия» достойное продолжение.