До англичан хозяевами морей были викинги - их корабли считались одними из лучших в Европе. Скандинавы не знали равных на Балтике и Северном море, свободно бороздили Средиземное, Черное и Каспийское моря, покоряли Северную Атлантику. Большую часть жизни они проводили на борту корабля, а знатных и богатых викингов хоронили в специальных погребальных ладьях. Торговые суда норманнов назывались кноррами, военные - драккарами. Когда легкие и быстрые ладьи с головами драконов на штевнях (отсюда и название – драккар) появлялись на горизонте, жители средневековой Европы доставали Евангелие и начинали молиться.
Универсальный флот
Почтенный скандинавский торговец мог параллельно заниматься разбоем, а прожженный пират с удовольствием сбывал награбленное добро в торговых портах и факториях. Поэтому боевые корабли викингов были универсальными. Благодаря низкой осадке драккары могли спокойно заходить на мелководье и курсировать по рекам – но вместе с тем обладали превосходными мореходными качествами. С одинаковым успехом они перевозили вооруженные отряды и торговые грузы, были легкими - и при этом эффективными в морских баталиях.
Среднестатистический драккар мог перевозить около 50 бойцов, что сравнительно немного. В «Саге о йомсвикингах» говорится, что родоначальник полумифического братства Пальнатоки прибыл на земли венедов с войском на 40 драккарах. То есть его отряд насчитывал не более 2000 человек – но и этого хватило, чтобы основательно напугать местного князя Буреслава.
На веслах и под парусами
Главная "фишка" скандинавских боевых кораблей - наличие и паруса, и весел. Это давало драккару очевидное преимущество в скорости и маневренности. Суда викингов могли спокойно идти в полный штиль и даже против ветра. Судя по археологическим находкам, корабли возводились по единым судостроительным канонам.
Длина драккара составляла от 10 до 20 метров, ширина – 5-6 метров. Борта, сшитые из длинных узких планок, отлично держали удары морских волн. Основной строительный материал - ясень или сосна. Мачты были съемными - их убирали и ставили по мере необходимости. Рулем служило массивное весло, находившееся на корме. Как утверждают исследователи, знаменитые щиты на бортах драккаров устанавливались только при подходе к гавани или непосредственно перед боем - в открытом море их быстро смыло бы волной.
Драккары после викингов
Первый драккар археологи обнаружили в 1867 году близ города Тюна в Норвегии. Несмотря на то, что сохранился он неважно, ученые смогли сделать первые выводы об этих судах. В 1880 году был найден «Гокстадский корабль» – 23-метровое судно, украшенное резьбой, судя по всему, принадлежало ярлу или конунгу. А четверть века спустя в Осеберге откопали третий легендарный корабль викингов – «Осебергский». На протяжении XX века археологам удалось извлечь из земли десятки скандинавских судов разных типов и размеров.
****************************************************************************
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал Викинги идут!, чтобы не пропустить ничего интересного.
Хотите большего? Подписывайтесь на канал в телеграм.