С развитием технологий внешность и содержание автомобилей меняются. На грани исчезновения - механический "ручник", двигатель внутреннего сгорания и даже рулевое колесо. А что мы уже потеряли? Вспоминаем устаревшие, но очень удобные технические решения, которые нет-нет, да и вызывают ностальгические чувства.
Поворотные форточки
Они массово применялись вплоть до 1980-х, а затем постепенно сошли на нет. Сказался целый комплекс причин: повсеместное внедрение кондиционеров, аспекты активной и пассивной безопасности (подвижные форточки ухудшают обзор и являются дополнительным источником травмирования в случае аварии), опять же мода на "цельные" окна передних дверей. Например, Golf II после рестайлинга легко узнать как раз по отсутствию форточек. "Потеряла" их в результате масштабной модернизации 1993 года и классическая "Нива".
И вроде бы все понятно, но… Жаль! До гениального простое устройство действительно имеет свои практические преимущества. И чем это не вызов для современных дизайнеров? Тем более что в некоторых моделях форточки все равно есть, только жестко фиксированные.
Исключения, конечно, существуют - это сохраненные "рудименты" на старых моделях. Достаточно вспомнить неувядающую "буханку".
Диван первого ряда
Им когда-то щеголяла 21-я "Волга", а дольше всего он продержался на больших "американцах". И ведь действительно удобно! Во-первых, это увеличивает пассажировместимость автомобиля: если надо, то и вшестером ехать можно. Во-вторых, это простор, пусть даже и субъективно ощущаемый. Если в большинстве моделей ты полностью зажат (ведь между креслами - мощный центральный тоннель, бокс, подлокотник), то в случае с цельным диваном получаешь дополнительное пространство.
Наконец, в-третьих - и это самое главное! - широченную спинку можно откинуть назад и получить полноценные спальные места.
Конечно, с подобными сиденьями, пусть даже и раздельно регулируемыми, о полноценной боковой поддержке можно забыть. Но ведь и перечисленные выше плюсы имеют место быть!
Кстати, в том или ином виде идея продолжает существовать. Возьмем современный Citroёn C4 Cactus: между передними креслами установлена дополнительная секция, которая и обеспечивает "моноряд". Хотя пример, конечно, не самый удачный: салон узкий, а форма кресел такова, что о посадке третьего пассажира и речи не идет, тем более что ни ремня, ни подушки безопасности для него не предусмотрено. Тем не менее сама задумка показывает, что при желании и сплошной (пусть и условный) первый ряд имеет право на существование.
Вы наверняка вспомните про Honda FR-V и FIAT Multipla, которые "усаживали" в первый ряд по три человека. Но в этих моделях кресла были раздельные, а это немного другая история.
"Дворники" на фарах
Во-первых, это красиво! Точнее, стильно. Лично у меня "щетки" на фарах ассоциируются с такими моделями, как Volvo 700-й и 900-й серий, Saab 900 и 9000, Mercedes W124 и W140, а также… Кто сказал ВАЗ-2107? Ну да, были они и на экспортной советской "классике", а также на правительственных "членовозах".
С ходу сложно сказать, какое из решений надежнее и эффективнее, механическая щетка или струя под напором. Думается, последнее решение победило из соображений аэродинамики, а также безопасности (меньше травмирующих элементов при наезде на пешехода). И не будем забывать, что современная передняя оптика имеет такую форму, что щетку к ней просто так не приладишь!
Но ведь и струйный омыватель не без недостатков: расход жидкости большой, а выдвижные форсунки иногда "зависают". В общем, нет в мире совершенства!
Стеклянные фары
Кстати об оптике. Понятно, что пластиковые обтекатели можно сделать какой угодно формы и органично вписать в любую задумку дизайнеров. Наверное, их легче адаптировать под современные технологии LED и "лазерной" светотехники. Опять же они легче и безопаснее для все тех же пешеходов…
Но мы также прекрасно знаем, какой вид имеет мутный затертый пластик через 5-6 лет активной эксплуатации и не очень бережного отношения со стороны владельца. В этом стеклянные фары (если не бить) оказываются более предпочтительными.
Старые добрые бамперы
И еще об эстетике. Старые бамперы были рассчитаны на парковку по звуку. Современные являются "мультизадачными" и даже способны выполнить серьезные защитные функции, но все-таки при этом слишком легко теряют товарный вид.
Мы все понимаем: дизайн, аэродинамика, защита пешеходов… Но можно сделать так, чтобы они откровенно не боялись несильных ударов? Ведь даже "брутальный" неокрашенный пластик кроссоверов на деле очень легко царапается и теряет вид при легких контактах.
Жалюзи радиатора
Вернемся к старым "Волгам": перед радиатором были установлены жалюзи с простым механическим приводом. Водитель мог частично или полностью перекрыть доступ набегавшего воздуха, а заодно защищал нежные соты от механических повреждений и вредных соляных растворов.
На самом деле жалюзи встречаются и на современных автомобилях. Но они автоматизированы, снабжены электроприводом и применяются на дорогих моделях вроде Maserati Quattroporte, так что решение изящное, но не самое практичное и доступное. Почему бы не применять более простую чисто механическую конструкцию на массовых моделях взамен примитивных пластиковых заглушек? В странах с суровыми зимами это было бы востребовано!
А какие технические решения из прошлого вызывают ностальгию у вас? Поделитесь ими в комментариях!
Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора и из отрытых источников
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber