Неотъемлемой частью современной жизни является кинематограф. Фильмы и сериалы не просто становятся отражением существующей реальности, они во многом эту реальность определяют, диктуют моду и правила поведения. Именно кино становится почвой, на которой прорастают мечты и фантазии людей двадцать первого века. Оно вдохновляет на свершения, а иногда становится препятствием на пути личностного роста и развития. Каждый психолог считает своим долгом высказаться на любимую тему и заявить, как сильно кинематограф мешает нам жить или, наоборот, поддержать этот вид искусства и поделиться собственным бесценным мнением на счет пользы, которую он способен принести. А каждый писатель, едва издав свою книгу, начинает грезить о том, чтобы однажды ее сюжет показали на экране, желательно с очередным Томом Крузом или Брэдом Питтом в главной роли.
Но, несмотря на бесконечные споры, ответить однозначно на главный вопрос, никто так и не сумел. Любая точка зрения находит своих сторонников и противников, и у каждого тысяча аргументов в ее поддержку. И звучит этот вопрос так: современное кино - это искусство или развлечение?
"Наверное, и то, и другое, - считает писатель Лев Альтмарк, автор цикла научно-фантастических детективов "Мент-везде мент", а также сборников стихов "В лунном свете", "На полном серьезе" и других. - Искусство в кино подразумевает вдумчивый и серьёзный просмотр, когда зритель получает эстетическое удовлетворение и… дальше вы можете продолжить высокопарную фразу и без меня. Не всегда мы можем точно определить, что в киноленте затронуло наше сердце, но если фильм не зрелищный, без юмора и какого-то развлекательного момента, он наверняка окажется для нас и не только для нас скучным и малопривлекательным. Повторно смотреть его никому не захочется. Кинематографисты это чувствуют очень тонко, поэтому в современном кино вы редко встретите фильм без яркого развлекательного сюжета и не несущего глубоких вневременных идей".
На счет кинематографических жанров тоже на первый взгляд все ясно. Блокбастеры о супергероях и вампирах собирают колоссальные кассы и неизменно имеют успех. Драмы и артхаус снимают ради собственного удовольствия или с перспективой получить престижную награду, а зрителя на подобную картину и за плату не заманишь. Именно так думать принято, но соответствует ли данное потребительское представление истине?
"По-моему, настоящий фильм, о котором после просмотра долго вспоминаешь и рано или поздно захочешь просмотреть заново, всегда находится вне какого-то определённого киножанра, - говорит Лев Альтмарк. - Тут всегда есть в равных пропорциях всё – и приключение, и загадка, и лирический момент, и шутка, и печаль… Но главное, на чём держится фильм любого кинематографического жанра, это крепко сколоченный динамичный сюжет, не замыленный и не банальный, не позволяющий зрителю отвлечься ни на мгновенье до последнего кадра.
Я смотрю фильмы разных жанров с одинаковым интересом. Всегда досматриваю до конца из уважения к режиссёру, но частенько потом ругаю себя за напрасно потраченное время. К сожалению, такое происходит довольно часто.
Жаль, что не хватает времени быть в курсе фильмовых новинок, о которых в настоящий момент идут дискуссии. Но, повторяю, главное для меня это один единственный показатель – чтобы нельзя было оторваться от экрана. В этом-то, наверное, главная тайна и прелесть кинематографа".
Какие же требования думающий зритель, не терпящий однообразие и пустоты на экране, предъявляет к фильму, который имеет смысл смотреть? Лев честно высказывает свое мнение и может немало удивить тех, кто не сомневается - только супергерои имеют шанс полюбиться публике:
"Основное требование, предъявляемое мной к фильмам, это, прежде всего, его предельная достоверность. Даже если фильм фантастический и невзаправдашний. В этом смысле достоверность – не документальная, а психологическая. Мысли и поступки героев должны быть предельно реалистичны, а не подогнаны создателями фильма под сценарную схему. Никакой искусственности и надуманности. Может быть, поэтому мне крайне скучны и неинтересны всевозможные джеки-воробьи, капитаны-америки и прочие картонные персонажи. Они очень напоминают героев советских чёрно-белых фильмов – чапаевых, котовских и прочих, совершенно не соответствующих не только своим историческим прототипам, но даже поступающих в стандартных ситуациях крайне искусственно и примитивно, как мы с вами никогда не поступили бы.
Очень часто, когда мне попадается фильм, в котором сюжетная линия и интрига просчитываются зрителем с первых кадров, хочется прерваться и дальше этот фильм не смотреть. Повторяю, очень часто. Почему-то в последнее время под маркой развлекательного кино нам подсовывают фильмы именно такого плана. Наверное, чтобы зритель не перетруждал себя мыслями, разглядывая движущуюся на экране картинку. И имя таким фильмам – легион. Почему-то сюда попадает много детективов и комедий. Будто создатели фильмов просто не доверяют логике и интеллекту своего зрителя. В итоге, они формируют для себя аудиторию молчаливых роботов, просчитать пристрастия которых не представляет никакого труда.
Что мне понравилось в последнее время? Неплохих фильмов тоже, слава богу, немало, но больше всего запомнился – именно запомнился и вспоминается то и дело отдельными эпизодами – американский сериал «Родина». Притом к настоящему моменту снято уже семь сезонов по двенадцать полновесных серий, и, как ни странно, смотреть их не надоедает, а градус напряжения в каждой из серий настолько высок, что каждый раз с последним кадром сожалеешь, что серия так быстро закончилась. Такое дорогого стоит. Мало фильмов довелось мне посмотреть с таким интересом и нетерпением. Рекомендую и вам посмотреть его, а если вы ещё не видели – думаю, в обиде на меня за потраченное время не останетесь".
Не меньше споров, чем классификация кино и востребованность жанров, провоцирует засилие на экранах сериалов. Одни называют их болезнью 21 века, другие считают лекарством от рутины. Но, как показывает практика, и те и другие в курсе событий и с нетерпением ожидают нового сериала любимой саги.
"Вовсе всё не так плохо, - уверен Лев Альтмарк. - Сериалы, на мой взгляд, имеют полное право на существование. Ведь кино – почти как книга. Если это рассказ, то вполне можно сравнить его с киноновеллой или короткометражкой. Повесть – это уже полновесный фильм. Роман – сериал с продолжительным разноплановым сюжетом, не укладывающимся в стандартные фильмовые полтора часа. Главное, чтобы это было интересно и не надуманно. И к тому же, не скучно и не затянуто.
Вспомните латиноамериканские сериалы. Сюжет примитивный, съёмки одноплановые, актёры целлулоидные, страсти паточные и через край, но… их смотрели всей страной, а потом опять же всей страной обсуждали и переживали за судьбы придуманных героев. Это разве было плохо? Видно, эти сериалы затрагивали какие-то струны души – этого мало? Немногие фильмы того времени удостаивались такой зрительской любви и признания. От колхозников до профессоров.
Сегодня ситуация изменилась. Сериалов – притом хорошо снятых российских – несчётное количество. Изменилось и качество. Сериалы снимают хорошие режиссёры, снимаются в них прославленные артисты… А кураж куда-то ушёл! Вот это как раз непонятно.
Впрочем, на фоне бесконечных детективных полицейских буден сегодня всё чаще встречаются сериалы действительно остающиеся в памяти и вызывающие споры – биографии знаменитых личностей, масштабные полотна исторических событий, достойные и нестандартные детективы… Будем надеяться, что количество всё-таки непременно перейдёт в качество, и нам уже не придётся рассуждать, сериал – болезнь или лекарство от рутины"…
И, наконец, последний спорный вопрос, который на слуху у киноманов. Где же лучше смотреть новый фильм: дома или в кинотеатре? В оснащенном всеми чудесами современной техники зале, где собираются за раз десятки зрителей, или наедине с собой дома, укутавшись в уютный плед и прихватив чашечку сладкого чая?
"Увы, но посещение кинотеатров сопряжено для меня с большими потерями времени, а мне его всегда категорически не хватает, - признается Лев Альтмарк. - Я прекрасно понимаю, что сегодня кинотеатры это нечто невообразимое и потрясающее по своим техническим возможностям в сравнении с теми темными залами и белыми экранами, что были в годы моей юности. Тем не менее, ничего не могу с собой поделать… Для меня просмотр фильма – это скачанная из интернета или даже онлайн-трансляция, которую я могу при желании приостановить, чтобы отвлечься на что-то, а потом к ней вернуться. К сожалению, я уже разучился смотреть фильмы, как простой зритель, для меня он как книга, которую я в уме препарирую, чтобы найти несоответствия и откровенные ляпы, а потом сделать какие-то выводы или умозаключения, заметки для себя или – помимо желания – отметить сценарные и режиссёрские находки и грехи. Хоть профессионалом себя ни в коей степени не считаю и не хочу им становиться. Это совершенно иная специфика для меня".
А Вы любите кино? Какие фильмы предпочитаете?