Несколько дней назад стартап Waymo, принадлежащий Alphabet (головная компания Google), запустилв коммерческую эксплуатацию беспилотное такси. Согласно оценкам аналитиков инвестиционного банка UBS, развитие этого направления бизнеса к 2030 году будет генерировать $114 млрд выручки.
На чем зарабатывают беспилотники
В настоящий момент Waymo проводит ограниченный пилотный запуск беспилотных такси. В автомобилях все равно сидят водители, которые могут взять управление на себя в нештатной ситуации. Поездки совершаются в пригородах Финикса.
В настоящий момент компания зарабатывает только на оплатах поездки, предлагая цены, сравнимые с тарифа Uber и Lyft. Однако в будущем перед Waymo откроются сразу несколько новых каналов заработка. Так по мере географического расширения эксперимента и увеличения количества машин компания может лицензировать ОС управления беспилотниками и собственные карты и продавать их автопроизводителям.
Кроме того, пассажирам такси можно показывать рекламу, и это направление также имеет большой потенциал для увеличения выручки.
Перспективы
UBS – не единственная компания, убежденная в скором росте рынка беспилотных автомобилей. Летом 2018 года свой прогноз представила Intel: согласно этому документу, объем рынка беспилотных автомобилей достигнет $800 млрд к 2035 году.
Прогноз UBS по Waymo был составлен с опорой исключительно на перспективы направления беспилотного такси, однако аналитики отмечают, что технологии компании могут применяться в других сферах, вроде доставки и логистики.
Собственные технологии беспилотных автомобилей разрабатывает целый ряд компаний, включая General Motors и Uber, однако технологии Waymo считают наиболее продвинутыми в этой сфере.
UBS оценивает стоимость компании в диапазоне $25 до $135 млрд, при этом базовая оценка составляет $75 млрд. Аналитики Morgan Stanley летом 2018 года оценивали Waymo в $45 млрд и указывали на перспективы роста стоимости до $175 млрд.