В конце двухтысячных мне рассказали об экспериментальной немецкой программе. Трудных подростков и юношей лет до 19-ти вместо отбывания срока за проступки в исправительных учреждениях отправляли из Германии на социализацию в семьи Центральной Азии.
Естественно, в такой семье кто-то говорил по-немецки, это были полные семьи преподавателей и школьных учителей немецкого языка.
Ячейка общества, как правило, была многодетной и имела приусадебное хозяйство. То есть такому подростку обеспечивалась трудотерапия и понимание, как живет семья с традиционными ценностями, полный даунши́фтинг после проживания в европейском городе с матерью-алкоголичкой и отцом-наркоманом.
Случаи разные – это могли быть и неуправляемые подростки обычных родителей. Взять такую бомбу замедленного действия к себе в семью могли решится люди, заинтересованные в преференциях – деньги и, наверное, что-то еще.
Естественно, иногда юноши сбегали от патронирующих семей за новыми впечатлениями. В этом случае после обнаружения беглого подростка к нему направлялся психолог, задействованный в программе адаптации к некриминальной жизни.
Со стороны было много «охов и ахов» от того, как психолог программы общался со своим подопечным, довольно в жёсткой манере, как бы возвращая в реальность, психолог задавал один тот же вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь?», пока подопечный не начинал объяснять свои переживания и чувства, тем самым психолог не давал протеже уйти в себя и закрыться. Это были болезненные признания, что мать его не любит, что он испытывает боль, отчаяние, стыд, страх и т. д.
В чём польза такой шоковой терапии – научить подростка осознавать свои чувства, причины и последствия своих действий, реализовать ту задачу детского воспитания, которая в своё время не была выполнена, по сути – помочь догнать в развитии эмоционального интеллекта своих сверстников.
Неумение распознавать свои чувства, эмоции и мотивы ведет к выплеску немотивированной агрессии, подобно тому, как в момент полового созревания предмет своего обожания дергают за косички или бьют учебником по голове – не зная, как по-другому выразить чувства.
Более глубоко травмирующие ситуации без понимания своих эмоций у подростков - это известные всем инциденты с расстрелами одноклассников в школе.
Что испытывает руководитель, когда его сотрудник, которому он поставил задачу – эту задачу не выполнил?
Тоже самое, что и тот трудный подросток из Германии… Гнев, агрессию, боль, беспомощность, отчаяние и если его эмоциональный интеллект не развит, то он не может различать свои эмоции и переживания и, отталкиваясь от них, строить причинно-следственные связи произошедшего…
Такой руководитель находится в постоянной эмоциональной каше. Эмоции застилают доводы рассудка, преграждают путь к конструктивным решениям на основе анализа ситуации и самоанализа, препятствуют возможности отделить зёрна от плевел - систематизировать происходящие случаи с подчиненными.
Самое печальное, что такой руководитель попадает в замкнутый круг повторяющихся ситуаций, не умея научить, адаптировать, а скорее всего и правильно поставить задачу и в этот момент он начинает "молиться" на качественный подбор персонала.
А идеальные люди-пазлы в его команду всё не находятся…
Слабо развитый эмоциональный интеллект руководителя дорого обходится - тратятся колоссальные средства на подбор сотрудников...
Вернемся к вопросу: «Что ты сейчас чувствуешь?». Он очень важен...
С него можно начать путь к развитию эмоционального интеллекта. Саморазвитию… Нужно знать весь спектр эмоциональных состояний по Плучеку и в случае управленческих неудач задавать себе этот вопрос.
Идентификация эмоции снимет накал страстей, буря праведного гнева успокоится и можно будет здраво обдумать сложившуюся ситуацию - что делать, кто виноват, в чём часть моей вины…
Придет понимание – что задача изначально была не по зубам исполнителю, не проработан стандарт, как поступать в тех или иных случаях или найдется другое решение. Возможно, идентификация эмоции и приведет к инсайту – как поступать.
Задавая себе вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь?», - руководитель научится выходить из неконструктивного замкнутого круга кипящих эмоций и перестанет утверждаться в неправильных однотипных выводах из-за повторяющегося опыта негативных ситуаций (на самом деле) разного происхождения.
Так он сможет видеть разные причины, например, невыполнения задач и предпринимать более адекватные действия к каждой ситуации.
Есть такой инструмент – шкала эмоциональных состояний: от эйфории до депрессии на грани смерти с нулем посередине, где вы чувствуете – полный штиль.
Можно научится оценивать свои состояния по этой шкале и управлять настроением. Как руководителю - научиться выбирать задачи в зависимости от настроения.
Полный штиль – сижу и делаю рутину, на подъёме – разрабатываю сценарий мотивирующего выступления для квартальной конференции.
Настроение стремиться к смертельной депрессии – срочно поднять, это может быть бег на тренажере под вдохновляющую музыку или поездка с проверкой в другой регион.
Шкалу эмоциональных состояний используют опытные ораторы, чтобы прокачать себя перед выступлением и быть на пике эмоциональной формы и убедительности.
Понятно, для строительства личного бренда руководителя из стратегии «сейчас – в будущее» нужно уметь управлять своими эмоциями.
Когда ваш аналитический канал восприятия действительности не перекрыт бушующими эмоциями - вы можете сформулировать, определить, выявить – инструменты влияния на сотрудников, инструменты достижения бизнес-целей кратчайшим путем, и кто знает – выработаете собственную методологию, построенную не на страхе корпоративных рабов, а на экологичных инструментах влияния.
Сможете красиво упаковать и дорого продать этот эксклюзивный продукт.
К чему эта длинная предыстория?
Обнаружила у МИФа книгу «Лифт настроения», почитала содержание. Автор Лари Сенн рассказывает о, подобном шкале эмоциональных состояний, инструменте – «Лифт настроения».
Он пишет о том, как в течении дня нас мотает на этом лифте вверх-вниз и учит управлять своим лифтом настроения для достижения лучших результатов.
Незапланированные негативные эмоции, которые нам подбрасывают токсичные люди, пожирают наше время, туманят нам разум, лишая конкурентных преимуществ, превращая в эмоциональных зомби, ищущих кого бы агрессивно укусить или кому бы слить жалость к себе и отравить день.
Токсичность в общении - как вирус, как радиация отравляет всё вокруг, губительна для корпоративной культуры. Лари Сенн как раз разработал свою методологию по лечению корпоративной культуры и «Лифт настроения» только один из инструментов.
Что относительно личного бренда руководителя?
Я уже писала, что срок построения личного бренда укорачивается, инструменты продвижения и менторы будут выводить на рынок новые человекобренды всё чаще и требования к ним будут расти.
Если вы прицеливаетесь развивать свой личный бренд – чтобы из карьеры наёмного работника в 30-35 лет выйти на уровень консультанта и продавать свою экспертность, то необходимо уже сейчас достоверно оценить насколько вы владеете эмоциональным интеллектом на всех четырех уровнях (распознавать свои эмоции, распознавать эмоции других, управлять своими эмоциями, управлять эмоциями других).
Научитесь выводить себя в любых стрессовых ситуациях на уровень осознанности, задавать себе многократно вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь?», пользоваться шкалой эмоциональных состояний и тогда в трезвом уме и твердой памяти, минуя аффекты - вы сможете нащупать собственную методологию: управленческую или любую другую, и пополнить собственную экспертность как основу вашего личного бренда - уникальными знаниями, полученными опытным путём.
Оно дорогого стоит…
И книгу «Лифт настроения» будет прочитать совсем не лишним…
❤️❤️❤️❤️❤️
Понравилась статья? Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на мой канал!
Делитесь с друзьями, пишите ваши комментарии, ваша обратная связь меня вдохновляет!
Обнимаю, всех, кто меня читает!
❤️❤️❤️❤️❤️