А вот еще история про одну заброшенную метеостанцию в глуши Русского Севера.
Аэропорт-призрак Ижма - символ малой авиации России?
На границе Республики Коми и Архангельской области почти на широте северного полярного круга, на 65 гр. С.Ш. , в глухой северной тайге была расположена метеостанция Борковская. Оказались мы там совсем не случайно, она и была одной из целью нашей непростой поездки в 2013 году на нескольких подготовленных внедорожниках.
Когда - то на границе Архангельской области действовала 3 метеостанции: Койнас, Борковская и Вожгора, но сейчас осталась только в Койнасе, остальные были упразднены.
Вообще считалось, что эти метеостанции были расположены в Европейском полюсе холода, образующим своеобразный треугольник.
Кольская сверхглубокая. Что стало с самой глубокой скважиной в мире?
Многие годы на этих метеостанциях фиксировались рекордные температуры, а самый минимум был зафиксирован на Борковской с температурой в -55С.
Метеостанция «Борковская М-2» Северного управления по гидро-метеостанциям была открыта 7 сентября 1935. Местоположение метеостанции было выбрано не случайно, она расположилась почти посредине 230 километрового почтового таежного Печорского тракта, соединявшего Архангельские села на реке Мезень с поселениями на Востоке Коми, что расположились на реке Печора.
Но в середине 1970-х годов с развитием дорожной инфраструктуры между регионами страны, старый таежный тракт полностью теряет актуальность, а вместе с ним осложняется и существование труднодоступной метеостанции. Периодически здесь появляется геологоразведка, но и та сходит на нет к 1980-м годам.
А до ближайших сел на Мезени и Печоре по 100 с лишним километров старого заросшего почтового тракта.
Абсолютно глухие места, ковровые болота, непроходимая тайга и полное отсутствие каких - либо поселений на сотни километров. И только редкие гости в этих местах охотники и рыбаки, направляющиеся к притокам Пезы куда заходит на нерест красная рыба.
И в таких непростых условиях почти 60 лет просуществовала метеостанция Борковская, которая зафиксировала самые холодные температурные рекорды в Европе.
Самые трагичные события на метеостанции происходили в 1992-1994 годах, когда после распада СССР была разрушена выстроенная система снабжения удаленных и труднодоступных метеостанции.
Сотрудники метеостанции в зимний период находились в состоянии чрезвычайного положения, испытывая нехватку еду, топлива и оборудования, не имея возможности покинуть метеостанцию собственными силами.
В найденных дневниках есть записи событий лета 1994 года, когда у сотрудников станции не было запасов топлива и почти отсутствовал запас еды, а вертолет Ми-8 несколько месяцев не мог совершить вылет из Архангельска.
Сложные и непростые были 1990-е годы, но судя по обстановке на территории метеостанции, людей эвакуировали в спешке.
За двадцать лет многое осталось в неизменности и неплохо сохранилось, ведь добраться сюда очень не просто.
Пленка, некоторое уцелевшее оборудование, многочисленные журналы с метеосводками из 1980-х годов, немного мебели, детских игрушек и небольшая библиотека.
Побродив среди руин зданий, нашли даже газовую плиту. Комфорт здесь был на высоком уровне, раз использовался природный газ в баллонах для приготовления пищи.
Пустые бочки из под топлива и канистры, как и везде на Севере, составляют значительный объем техногенного мусора, брошенного здесь на десятилетия
Обмотки трансформаторов, костяшки домино, детская железная дорога и детские рисунки, выполненные с помощью аппарата для выжигания по дереву. Долгими зимними вечерами здесь, наверное, было тоскливо.
И отдельно хочется сказать про бытовые удобства. Туалет здесь был совмещен с домом и выполнен в виде пристройки. Такие же конструкции мы встречали в Анадыре, а если быть точнее, то в Угольных копях.
Угольные Копи Чукотки, как призрак былого ядерного величия СССР
И как положено в советское время, в каждом благоустроенном туалете, должна была быть уникальная библиотека, чтобы пополнять свои знания во время длительного времяпровождения
Листая документы и журналы с метеостанции удивляешься и зарплатам и расходам, которые были в то непростое время. А самое главное, что люди работали и выбирали такую работу. Потому что чувствовали свое призвание.
Каждый брошенный поселок, каждая метеостанция, каждая шахта, оставляет в душе свой отпечаток.
И я уверен, что и через десять лет, здесь много останется неизменно. Словно застынет во времени. Ведь дорог сюда нет, да и случайных людей здесь тоже не бывает. Редкие гости здесь даже путешественники, решившие пройти старым таежным трактом и испытать свою технику и свои силы...
Дальние зеленцы. Что стало с заброшенным институтом Мурманского морского биологического института?
Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.
Подписаться на канал можно здесь
Также у меня есть канал в instagram и youtube.com