За тысячи лет существования в религии шаманизма были выработаны принципы отбора будущих шаманов. Они достаточно строги, но в то же время оставляют большую свободу выбора. Шаманы не были замкнутой кастой.
Прежде всего надо сказать, что шаманы не были чем-то экстраординарным, их было достаточно много. По подсчетам исследователей на 300-400 последователей шаманизма приходился один шаман. Это нормально. В сущности, они выполняли функции духовенства в других религиях. Так, например, по отчетам Иркутского губернского управления за 1867 год, на 78 786 шаманистов приходилось 227 шаманов. Свой священослужитель был практически у каждого рода.
Естественно, что в шаманизме были выработаны и критерии отбора будущих шаманов. Конечно, этой религии придерживались много разных народов и были отличия, но основные принципы были общими.
Шаманское происхождение
Это было непременное условие, но, как ни странно, оно включало в себя очень много возможностей. Различалось несколько видов шаманского происхождения, например, по отцовской и материнской линии. Да, в шаманизме не было, говоря по современному, сексизма - шаманами могли быть и мужчины и женщины. Кроме того шаманским считалось и происхождение кузнечное, то есть, если в роду был кузнец, то человек мог стать шаманом.
Были и такие странные для нас варианты происхождения, как "небесное" - на шаманство мог претендовать потомок человека убитого молнией или "спущенное с неба происхождение" - оно приобреталось человеком нашедшим метеориты. Существовала также возможность получить шаманское избранничество от особой категории богов - заянов, как их называли буряты.
Именно с происхождением было связано следующее условие.
Духи - защитники
Каждый шаман должен был иметь духов, которые защищали его и помогали во время камлания. Считалось, что духи переходят к человеку от умершего шамана и чаще всего к его прямому потомству, потому так важно происхождение. Но это не обязательное условие. Хакасы, например, считали, что духи могут выбрать любого человека и принудить его стать шаманом, а если человек не хочет, то сильно и надолго заболевает и духи все равно принуждают его стать шаманом.
Духи эти , как и положено, невидимы для людей, а самому шаману являются в виде зверей и по степени могущества делились на девять разрядов и , соответственно, шаманы тоже делились на девять разрядов. Самым могущественным считался дух-медведь.
Получается так, что будущих шаманов отбирали духи. А по какому принципу? Наверное, как и везде, очень важна была личная одаренность человека.
Личные качества
Шаманить дело непростое и требовало больших личных способностей. Прежде всего это хорошая память и не просто хорошая, а феноменальная. Ведь у большинства этих народов отсутствовала письменность, а шаману требовалось в полном объеме знать весь кодекс мифологии, обрядовые тексты и многое другое. А это огромный объем информации. Кроме того во время камлания шаманы много импровизировали, а значит это были творческие люди со способностями к импровизации и сильным воображением.
Конечно же требовалось и желание стать шаманом. Считалось, что такие люди становятся задумчивыми, стремятся уединиться, видят пророческие сны, пытаются предсказывать и очень интересуются шаманскими обрядами. Проявляются эти качества в ранние юношеские годы и редко позже.
Вот таковы были основные критерии отбора людей, которые могли стать шаманами.