Найти тему
Martinian

Как не устать в долгой поездке на поезде

Сегодня в моём журнале - снова железнодорожная тема. Я много езжу на поездах по России, в год у меня случается не менее 10-ти поездок, а в прошлом году было почти 20! Значительную часть из них я совершаю вместе с семьёй. И за последние несколько лет выработал для себя некоторые правила покупки билетов, благодаря которым поездка на поезде, даже длительная, не вызывает сильной усталости. Спешу ими поделиться.

Правило №1: позаботься о билетах заранее

Сейчас на большинство российских поездов можно приобрести билеты за 90 дней. И здесь хорошо работает принцип "чем раньше, тем дешевле". Сам я пока ни разу не покупал билеты за 3 месяца до отправления, но стараюсь покупать не позже, чем за месяц. Тогда, как правило, и выбор мест больше и цены далеко не самые максимальные.

Помню, в прошлом году мы протянули с покупкой билетов из Новороссийска на сентябрь, и приемлемых вариантов просто не осталось. Пришлось искать обходные пути, и в итоге мы промучались 6 часов на "Ласточке" от Новороссийска до Ростова, а затем на поезде от Ростова до Москвы и далее в Казань. С того раза мне запомнилась невероятная усталость, и больше такого стараюсь не допускать...

Правило №2: только фирменные поезда

Да-да, и если я еду с семьёй, компромиссов здесь для меня больше не существует. Конечно, билеты в фирменные поезда дороже, чем во все остальные. Но это тот самый случай, когда ты понимаешь, за что платишь:
- за более квалифицированный персонал (проводники будут профессиональными и приветливыми),
- за меньшее количество пассажиров в вагоне (это следствие более дорогих билетов),
- за отсутствие в вагоне "дембелей", заключённых под конвоем и прочего нежелательного для семейных путешественников контингента,
- за отсутствие драк или пьяных диалогов на полной громкости за полночь,
- за более чистые туалеты, к тому же они точно будут био, т.е. будут работать всегда,
- за более комфортные купе,
- за более удобное расписание: фирменные поезда не останавливаются на каждом полустанке и не стоят часами в крупных городах по маршруту.

Сейчас в нашей стране Москва связана почти с каждым регионом, (где есть железная дорога, разумеется), как  минимум одним фирменным поездом. Поэтому если мы, например, напрямую не можем доехать из Казани до Сочи фирменным поездом, то следуем через столицу. В этом случае есть и другие плюсы, но о них ниже.

Правило №3: только купе и купе целиком

Конечно же, когда едешь с детьми, про плацкарт лучше забыть. Вариант "СВ", когда в купе только 2 нижних спальных места, удобен тогда, когда у вас только один ребёнок, он ещё маленький и спит вместе с мамой. Во всех остальных случаях вагон с обычными четырёхместными купе - наилучший выбор. Заменить ребёнку памперс? Покормить грудью? Посадить, пардон, на горшок? Уложить спать, чтобы никто не мешал? Да мало ли ещё каких дел бывает нужно сделать семье без посторонних взглядов? Поэтому мы всегда выкупаем купе целиком, даже если едем втроём. Благо, на сайте РЖД никто не запрещает приобрести 2 места для одного и того же пассажира. И не стоит забывать о том, скидка для детей до 10 лет составляет существенные 65%, а ребёнок до 5 лет без места едет вообще бесплатно (не забудьте оформить бесплатный билет).

Правило №4: не первое и не последнее купе

Здесь всё просто: в первом купе может мешать шум от служебных помещений проводников, а в последнем - от туалетов. Да, во всех остальных купе тоже может мешать шум из соседнего купе, но с учётом правила №2 (только фирменные поезда) вероятность этого минимальна.

Правило №5: одноэтажный поезд удобнее

Когда есть выбор, я всегда отдаю предпочтение одноэтажным поездам. Против двухэтажных я, в общем-то, почти ничего не имею, но следует учитывать тот момент, что он теснее, как в коридорах, так и в купе. А у семей, как правило, с собой всегда не мало багажа, поэтому с ним будет проще в одноэтажных вагонах. К тому же, в двухэтажке после того, как ты, зашёл в вагон, нужно спуститься по ступенькам в проход первого этажа. В одноэтажных вагонах этих ступенек просто нет. А теперь представьте, что Вы с детской коляской или несколькими чемоданами на колёсиках...

Кстати, коляски для детей можно перевозить с собой в купе абсолютно бесплатно, при условии, что ребёнок едет с Вами. Неделю назад мы вернулись из путешествия на 4-х поездах с полноразмерной детской коляской. Абсолютно никаких проблем с её перевозкой в поездах у нас не возникло. Я снимал люльку и размещал её на верхней свободной полке, (помним правило №3: купе целиком), а раму с колёсами складывал, и она аккурат помещалась под нижнюю полку.

Правило №6: контролируй время отправления и прибытия

Здесь вот какой момент: если поезд отправляется в 5 утра - это будет тяжело, если в 2 ночи - тоже некомфортно. Дети будут капризничать, режим дня нарушится и это обязательно скажется на общем впечатлении от поездки.
Варианты со слишком ранними прибытиями тоже лучше игнорировать. Для своей семьи я использую правило "8-22": время отправления, как и время прибытия должны находится в промежутке между 8 часами утра и 10-ю часами вечера.

Правило №7: время в пути - не более 24-х часов

Каким бы комфортным ни был Ваш поезд, а через сутки непрерывного движения он всё равно станет проблемой для Ваших детей. Тут несколько факторов: и ограниченное пространство, и постоянная качка, и отсутствие привычной для ребёнка обстановки и т.д. и т.п. Понятно, что в масштабах нашей страны и в условиях почти полного отсутствия по настоящему скоростных поездов, ("Сапсан" на сегодняшний день охватывает только треугольник "СПб-Москва-НиНо"), за 24 часа доехать можно не шибко далеко, но пересадки никто не отменял.

В качестве мест для пересадок лучше выбирать крупные города-миллионники: в них есть нормальный общественный транспорт и достойный общепит. Чтобы развеяться, нужно обязательно уйти с вокзала в город, посидеть в кафе, сходить в парк, на детскую площадку или на выставку... Поэтому запас времени между поездами должен быть соответствующим. Для меня оптимальный вариант - 6 часов.

Пожалуй, на этом я пока закончу. И если Вам интересна такая тема, отписывайтесь в комментариях - в следующий раз продолжим. :-)