Хьюстон, у нас проблемы. Верней, у нашего поколения 21-ого. Мы озабочены вопросом "кто мы?". Он крутится в голове на репите. И без точного ответа мы не чувствуем гармонию внутри. Почему-то мы считаем, что станем счастливее и будем жить лучше, если найдем себя. А, может, потому что так оно и есть?
Я лично знаю десятки ребят, которые живут по кайфу, потому что уже нащупали внутренние инсайты. И знаю еще десятки, которые до сих пор бумажными корабликами плавают по морям в поиске сигнала личного маяка.
Человек, который сегодня повествует, уже ощутил себя и своё место. Думал ли он, что найдёт себя именно в этом? Нет.
Я давно просила его рассказать эту историю. Потому что обязательно найдётся еще кто-нибудь, для кого это важно... Эта история про поиски себя, аутизм, волонтёрство и жизнь ради любви.
Ну всё, завязываю. Оставляю вас наедине.
Приятных поисков!
...Никогда не знаешь, где обретешь себя
Мы все рано или поздно начинаем поиски своего я.
Меня еще со школы волновал вопрос о том, кто я. Ведь если задуматься, наше «я» соткано из тысяч отпечатков других людей. Так как понять, где среди всего этого ты сам?
Девочка с душевными мытарствами. Так меня называли. И друзья, и родители. А я, правда, отчаянно пыталась нащупать себя и отыскать свое место в этом мире. Мне хотелось понять, в чем смысл жизни. Как минимум, смысл моей.
И, как оказалось, для того, чтобы получить ответы на свои вопросы, нужно просто научиться прислушиваться к себе и действовать так, как велит твое сердце.
Я не помню, как именно ко мне пришла идея о волонтерстве. Эта идея просто возникла, причем очень отчетливо. Настолько, что я не смогла игнорировать этот импульс и просто последовала за ним.
А потом на рождественской ярмарке я наткнулась на стойку с керамикой и открытками от Центра «Антон тут рядом». На открытках красовались очень интересные фразы, в их формулировках было что-то неподдельно честное и искреннее. Я знала, что это цитаты студентов Центра – подростков и взрослых с аутизмом, но в этот раз они буквально отпечатались у меня в голове и, прибежав домой, я стала искать больше информации о Центре, читать их лонгриды на сайте и смотреть видео со студентами. Я написала в “Антон тут рядом” импульсивно, а когда получила приглашение на собеседование, очень растерялась. Было страшно. Страшно от спонтанности своего решения, страшно от того, что этот мир для меня совершенно не знаком и далек. Что, если это вовсе не мое? И для чего мне вообще это? Ответов я не знала.
На собеседовании я очень волновалась. Вспоминая тот разговор, мне кажется, что говорила я тогда полную чушь. Немного неосознанную и очень абстрактную. Я не смогла назвать ни одной четкой причины, почему я хочу быть маленькой частью этого мира. Но мне очень хотелось быть полезной. И это искреннее желание попытаться принести пользу тем, кому она нужна, перевесило все остальное.
В январе 2019 года исполнится год, как я стала частью Центра «Антон тут рядом». И сейчас я могу с уверенностью сказать, что мое решение прийти сюда стало одним из лучших решений в моей жизни.
Центр стал для меня тем местом, где я, наконец-то, получила ответы на свои вопросы и познакомилась с самой собой. Я в полной мере осознала, что обрести можно только научившись отдавать.
Самое главное – в простом. Человеку нужен человек. И ключ в том, что всем нам нужно учиться быть менее поглощенными самими собой. Важно быть доброжелательными к миру, важно уметь быть рядом и принимать людей именно такими, какими они есть: порой странными, нелепыми, грустными, радостными, злыми или добрыми. Мы все разные. Но нужно учиться видеть не различия, а то общее, что есть в каждом из нас.
Нас пугает все непонятное. И это нормально. Не нормально – не пытаться понять.
Люди с аутизмом мало чем отличаются от нас. Им также хочется общаться, дружить и любить, но вот только они не всегда могут показать это в привычной для нас форме. Большую часть своей жизни многие из них провели в постоянной изоляции, потому что мир, частью которого они так отчаянно и искренне хотели быть, отвергал каждый их призыв к любви.
Люди очень хрупкие создания. Люди с РАС уязвимы еще больше.
Это не значит, что нужно их жалеть. Нет. Здесь речь больше о том, как важно не отворачиваться и давать таким людям шанс.
Однажды я сопровождала одного парня с аутизмом: забирала его со школы и провожала до дома. В одну из таких поездок я на себе прочувствовала все то, что испытывает человек с РАС и его семья, выходя из дома. Осуждающие взгляды, смешки за спиной, грубые фразы. А все из-за того, что перед ними попросту оказался человек, который воспринимает мир вокруг совершенно иначе и столкновение с этим миром для него – огромное испытание. Бывали случаи, когда людей с РАС попросту сдавали в полицию, потому что для прохожих их поведение было непонятным или пугающим.
Дело в том, что люди с аутизмом воспринимают информацию единым потоком, при этом они гиперчувствительны к звукам, освещению, прикосновениям и запахам. В многолюдных местах, например, в общественном транспорте или метро им невероятно сложно. В такие моменты люди с аутизмом могут покусывать руки, кружиться, раскачиваться или махать руками, пытаясь прийти в равновесие.
Только представьте, вы выходите в мир, желая стать его частью, а этот мир отвергает тебя, словно инородный предмет. И сколько геройства нужно, чтобы раз за разом пытаться и проходить это испытание делением на «нормально» и «ненормально».
Многие из студентов Центра стали для меня очень близкими людьми. И форма этой дружбы иногда полностью выходит за пределы привычной. Этим летом я побывала в подростковом лагере в рамках проекта «Лето со смыслом» от фонда Обнаженные сердца. За каждым консультантом был закреплен кемпер – студент Центра. Все 5 дней практически 24 часа в сутки мы проводили в очень тесном общении. В моем случае – безмолвном. Роме 18 лет и он не разговаривает. Но это не помешало нам за время лагеря стать друг для друга настоящей поддержкой и опорой. Я не смогу объяснить и выразить в словах всю ту благодарность, которую я испытываю к нашему с ним знакомству и к сложившейся между нами дружбе. Конечно, она сложилась не сразу. Но зародилась она уже на нашем первом общем собрании. Было очень волнительно, родители Ромы уже уехали и наши 5 дней вместе официально начались. Я чувствовала его тревогу, а он, по всей видимости, мою. Мы повернулись друг к другу и он впервые взглянул в мои глаза. Я улыбнулась ему, стараясь поддержать, и Рома мгновенно подхватил этот настрой, улыбнулся мне в ответ, словно соглашаясь с моим безмолвным «я тоже переживаю, но все будет хорошо». И все, действительно, было хорошо. Мы учились чувствовать друг друга и принимать особенности нашего общения. Постепенно между нами стала зарождаться настоящая дружба. Рома доверился мне и рискнул сделать те вещи, которых всегда старался избегать. Например, он впервые танцевал на дискотеке и, если честно, мы тогда оба по-настоящему повеселились!
Он очень старался и стремился к самостоятельности, начал делать то, что раньше всегда требовало чьей-то сторонней помощи. Иногда нам было достаточно всего лишь одного взгляда, чтобы понять друг друга. И этим взглядом зачастую Рома старался поддержать и меня. Признаться, он вообще был максимально чуток к любому моему настроению и всегда умел рассмешить. Между нами сложилась та удивительная форма дружбы, благодаря которой ты многое узнаешь о себе и очень явно находишь свое отражение в глазах напротив.
Мне, наконец, стало понятно, что я – это еще и люди вокруг. Мы все находим продолжение друг в друге или становимся чьим-то началом.
Главное, не быть предвзятым.
Центр “Антон тут рядом” показал мне всю силу и важность поддержки. Иногда чудеса начинаются с одного доброго слова, после которого студенты Центра раскрывают свои таланты в мастерских, создавая по истине уникальные вещи своими руками, а затем и вовсе постепенно выходят в чуть более самостоятельную жизнь. А теперь представьте, на что тогда способна любовь?
Однажды студентка Центра Лиза сказала: «Любовь – это всегда твоя цепочка жизни. Ради нее вся жизнь завязана». И эту фразу я пронесу через всю свою жизнь. Потому что в ней кроются все те ответы, что я так отчаянно искала.
Никогда не знаешь, где обретешь себя.