Бухгалтерия производства считается одной из наиболее сложных. Это обусловлено спецификой сферы деятельности. Наличие производственного цикла предусматривает обязательный учет закупок, затрат на производство, незавершенного производства и реализации готовой продукции.
PS в конце статьи - бонусное предложение на бух. сопровождение. PS
От бухгалтерии на предприятии требуется обеспечение учета, позволяющего формировать полную, достоверную информацию о себестоимости продукции. Затраты на производство учитываются по видам выпускаемой номенклатуры. Такая схема обеспечивает контроль рентабельности выпускаемой продукции.
Сектором особого внимания является разделение готового к реализации товара и незавершенного производства. К последнему относятся все виды продукции, не прошедшие хотя бы одну стадию производственного цикла (включая, например, фасовку или упаковку).
Бухучет штучного и массового производства несколько отличается. Но цели он преследует одинаковые. Качественный и профессиональный учет обеспечивает получение информации о фактическом выпуске продукции по ассортименту и данных о калькулировании затрат по видам номенклатуры.
Калькуляция на производстве
Самым ответственным, сложным и специфическим участком учета является калькулирование затрат для определения себестоимости продукции. Калькуляция делится на планово-нормативную и фактическую. Первая предусматривает учет планируемых затрат по видам номенклатуры. В числе учетных статей присутствуют:
- расход основных материалов;
- расход вспомогательных материалов;
- нормы времени, нормы выработки (для осуществления зарплатных расчетов, причем с разделением на основное и вспомогательное производство);
- зарплатные и основные налоги;
- накладные расходы (планируемая норма прибыли, административные, общехозяйственные расходы, прочие налоги).
При фактической калькуляции в фокусе находятся те же статьи. Но в учете отражаются не плановые, а реальные показатели (данные).
Сводная калькуляция по выпуску продукции всех номенклатур оформляется в виде производственного отчета. Он формируется за каждый отчетный период (чаще всего – за месяц).
Учет расходов/затрат
В бухучете производственного предприятия отражаются прямые, косвенные расходы. Состав тех и других должен быть закреплен в учетной политике компании. Чаще всего в производственном секторе к прямым расходам относят:
- стоимость материалов (основных, вспомогательных);
- зарплату, обязательные страховые взносы;
- амортизацию производственного оборудования и техники.
Расходы, которые не входят в указанный перечень, признаются косвенными.
Себестоимость готовой продукции в налоговом учете оценивается по стоимости прямых расходов. Последние не полностью относятся на выпуск продукции. В обязательном порядке учитывается незавершенное производство.
Учет реализации
Операции по продаже имущества отражаются в бухучете производственной компании согласно действующим ПБУ. Текущая прибыль учитывается на счете 99. Он обеспечивает выявление конечного финансового результата за период (календарный год).
Ежемесячно информация о финансовом результате отражается на синтетических счетах, позволяющих учитывать доходы, расходы. Бухгалтеры производственных компаний используют счета 90 (Продажи), 91 (прочие доходы, расходы), 99 (Прибыль, убыток). На 90 счете отражается разница между выручкой, себестоимостью произведенной и реализованной продукции. Счет 91 используется для отражения прочих доходов, не связанных напрямую с производством (от продажи техники, материалов и т.п.). На 99 счет ежемесячно переносится сальдо доходов, расходов со счетов 91 и 90.
Учет основного производства
Любое производственное предприятие работает с целью получения прибыли. Особое значение при этом имеет получение объективной картины экономического состояния организации. Решить данную задачу позволяет грамотно организованный и отлаженный учет процесса производства. Фокусными секторами его являются основное производство, расходы на другие производственные процессы.
В учете предприятия в обязательном порядке должны отображаться:
- выплаты работникам при профзаболеваниях, несчастных случаях на производстве;
- расходы на обслуживающие производства, транспорт, выпуск запчастей, ремонт основных и вспомогательных средств;
- затраты, связанные с простоем производства;
- общехозяйственные расходы (на администрирование, управление процессами и т.п.);
- затраты на брак.
Учет отходов производства имеет особое значение, поскольку позволяет получать объективную информацию о размере сырьевых потерь.
Для учета основного производства, сопутствующих затрат применяются различные методики. Они закрепляются учетной политикой предприятия. Все расходы, принимаемые к учету, должны быть подтверждены документально. В составе бухгалтерской первички присутствуют карточки учета производства, сметы, регистры и т.п.
Расходы на основное производство формируются на 20 счете. Дебет служит для аккумулирования зарплаты, социальных взносов, расходов на сырье, амортизации и прочих операций. Сальдо, образовавшееся после списания затрат с 20 счета, свидетельствует о наличии незавершенного производства.
Учет отходов производства
Отходы материалов, сырья – не редкость в производственном секторе. Если остатки от переработки ценности не представляют, не подлежат реализации либо повторному использованию, их следует относить к технологическим потерям. Нормативы потерь разрабатываются каждым производственным предприятием. При этом учитывается специфика технологических процессов.
Для списания отходов производства используется бухгалтерская проводка Дт 20 –Кт 10. Если количество отходов выходит за рамки установленных норм, они списываются проводкой Дт 91 – Кт 20.
Сырье и материалы, которые подлежат повторному использованию, относятся к возвратным отходам. Последние учитываются на счете 10. Если сырье отпускается в производство, используется проводка Дт 20 – Кт 10. Поступление возвратных отходов на склад фиксируется в бухучете проводкой Дт 10 – Кт 20.
Тщательный учет возвратных отходов необходим для уменьшения суммы производственных расходов.
Бухгалтерия у производителя любой продукции, пищевой и непищевой, массовой и штучной, требует от специалистов компетентности, профессионализма, понимания специфики сектора и знания актуального налогового законодательства. Сегодня, чтобы организовать грамотный учет, вовсе не обязательно нанимать большой штат бухгалтеров. Оптимизировать затраты и непродуктивные бизнес-процессы позволяет профильный аутсорсинг. Он востребован в производственном секторе, активно применяется мелкими, средними, крупными предприятиями.
Специалисты бухгалтерской компании возьмут на себя учет основного производства для определения суммы затрат и формирования себестоимости продукции, анализ результатов деятельности для получения заказчиком услуг объективного представления о целесообразности расходов.
PS Бонусное предложение. Всем дочитавшим - бонус 5 тыс. на бухгалтерское сопровождение.
http://xn--80abgj3a5ames.xn--p1ai/