Вся политика Северного Кавказа за неделю.
Антон Чаблин
Рашид Темрезов, по слухам, может приобрести одно из крупнейших предприятий Карачаево-Черкесии; Вячеслав Битаров наконец-то определился о будущем скандального завода «Электроцинк» с его собственниками, а в Дагестане опровергают слухи о задержании главы Бабаюртовского района.
КЧР: Темрезов уходит в бизнес?
Главной сенсацией прошлой недели стали слухи о том, что глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов может получить контроль над одним из крупнейших предприятий региона – агрокомбинатом «Южный».
В 2014 году банковская группа ВТБ приобрела «Южный» у Департамента имущества правительства Москвы (сумма сделки не разглашалась), а спустя два года перепродала его АФК «Система» Владимира Евтушенкова. И в настоящее «Южный» (он выращивает 40 тысяч тонн тепличных огурцов и томатов в год) управляется агрохолдингом «Степь», входящим, в свою очередь, в «Систему».
По сообщениям федеральной прессе, сделка может быть оформлена на подставных лиц (закон «О противодействии коррупции» запрещает чиновникам напрямую управлять бизнесом). Хотя, вполне возможно, слухи о грядущей продаже «Южного» Темрезову – лишь часть большой информационной кампании, которая последние месяцы разворачивается в Карачаево-Черкесии. Потоки взаимного компромата льются на главу республики и его ключевого политического оппонента – сенатора Рауфа Арашукова.
Чечня и Ингушетия: спор о границе продолжается
15 декабря в кадияте Ингушетии состоялся шариатский суд, на который Совет тейпов республики вызвал депутатов регионального парламента, 4 октября рассматривавших утверждение чечено-ингушской границы. Персональные приглашения от алимов на шариатский суд получили все 30 депутатов, однако явились на заседание только 10 – и все заявили, что голосовали «против» утверждения границы.
Напомним, что 4 октября на заседании парламента, по официальным данным, присутствовали 25 из 30 депутатов, а «за» ратификацию соглашения проголосовали 17. Позднее участники митинга в центре Магаса обвиняли Юнус-бека Евкурова в подтасовке результатов голосования, однако неоднократные попытки его повторного проведения срывались из-за отсутствия кворума. «Так братья границы не устанавливают. Нам предлагают и земли отдать, и братство сохранить. Но придется выбирать что-то одно. Выбор за чеченским народом», – заявил в видеообращении председатель Совета тейпов Ингушетии Малсаг Ужахов.
Ставрополье: споры о Солженицыне
11 декабря отмечалось столетие со дня рождения Александра Солженицына – одного из самых противоречивых писателей в России, споры о взглядах которого до сих пор раздирают общество пополам. Впрочем, мировым сообществом он признан: Солженицын – один из четырех нобелевских лауреатов по литературе из России, так что чтить его память все же нужно. Родился он в Кисловодске, и 11 декабря в городе открылся памятник писателю работы Зураба Церетели. Еще до открытия он вызвал бурные дискуссии среди кисловодчан: спорили, как водится, о самой личности писателя – но также и о художественных достоинствах скульптуры. На открытии памятника, кстати, не было ни одного руководителя администрации города.
Не было ни министра культуры края, ни губернатора – те отбыли в Москву, где президент Владимир Путин открывал памятник писателю. Поближе к начальству, так сказать.
РСО: «Электроцинк» будет законсервирован
14 декабря глава Северной Осетии Вячеслав Битаров сделал заявление, которое от него долго дожидались жители республики: на встрече с активом Алагирского района он пообещал, что завод «Электроцинк» во Владикавказе будет законсервирован, а затем, возможно и перепрофилирован. По словам Битарова, он достиг «договоренности» с Искандером Махмудовым, владельцем УГМК (она, в свою очередь, владеет предприятием) о закрытии экологически вредного производства цветных металлов. Консервация завода продлится до первого апреля, а накопленное во Владикавказе сырье будет перенаправлено на другие заводы холдинга.
Правда, чем именно теперь займется «Электроцинк», не совсем понятно: «Как у руководителя республики, у меня есть желание, чтобы компания здесь создала сборочное производство», только и заявил Битаров по итогом переговоров с менеджментом УГМК.
Дагестан: так задержан глава или нет?!
Градус антикоррупционных ожиданий жителей Дагестана настолько высок, что любую новость, связанную с интересами силовиков к высокопоставленным чиновникам, они воспринимают как сигнал к действию. 14 декабря в СМИ распространилась информация о задержании главы Бабаюртовского района Эльдара Карагишиева: в его доме и служебном кабинете сотрудники МВД и ФСБ провели обыски в рамках расследования уголовного дела о хищениях почти 10 млн. рублей, выделенных на капитальный ремонт местной школы.
А уже на следующий день пресс-служба администрации Бабаюртовского района сообщила, что Карагишиева никто не задерживал: он был «всего лишь» вызван на допрос. Это уже не впервой: скажем, в феврале появилась информация о задержании главы Дербентского района Магомеда Джелилова. А в июне – о задержании депутата Народного собрания и брата бывшего главы республики Раджаба Абдулатипова: тот эти сообщения опроверг. А в сентябре Абдулатипов равно был задержан сотрудниками ФСБ.
КБР: палач вышел на свободу
12 ноября ставропольский адвокат Андрей Сабинин сообщил, что Нальчикский городской суд освободил из колонии бывшего начальника Сунженского отдела МВД в Ингушетии Магомеда Бекова, осужденного по делу о пытках в местном Центре противодействия экстремизму. Сабинин был адвокатом потерпевшей стороны, и в итоге сумел добиться реального наказания для бывших сотрудников ФСБ и МВД. Все они были лишены званий и наград, однако суммарный срок осужденных оказался вдвое меньше, чем требовало государственное обвинение.
И вот теперь выяснилось, что якобы у Бекова имеется некое тяжелое заболевание, препятствующее отбыванию срока в колонии – пробыл в тюрьме он всего четыре месяца. По словам Сабинина, потерпевших даже не уведомили о запланированном заседании горсуда, что грубо противоречит требованиям УПК России. Решение об освобождении Бекова от наказания защита потерпевших намерена обжаловать.