Найти тему
Будни титаника

Коломенское: место силы

Одно из моих любимейших мест в столице России. Каждый раз, бывая в Москве, я ловлю момент и обязательно посещаю этот старинный парковый комплекс. Кто-то жаждет побывать в Третьяковке, Кремлевских палатах и прочих столичных достопримечательностях, а мне более всего по душе очарование Коломенского.

Коломенское ранней осенью
Коломенское ранней осенью

Особенно хорошо в Коломенском ранней осенью. Золотой ковер из опавшей листвы, перемежаемой изумрудно-зеленой травой под ногами, пронзительно звонкий воздух. Издалека, будто сквозь года, долетают звуки покинутой цивилизации. Священное языческое место силы, в котором отдыхаешь душой и телом. Впечатления, которые время от времени нужно обновлять, а то потускнеют и совсем исчезнут из памяти! Если извилистая дорога российского путешественника опять привела Вас в Москву, то лучшего места чтобы перевести дух и привести свои мысли в порядок перед дневными делами и беготней определенно не найти!

Бродить по парку Коломенское и думать, думать...
Бродить по парку Коломенское и думать, думать...

Оставив позади шумный аэропорт и красно-черную ленту аэроэкспресса ныряю в недра Павелецкого вокзала. Московское метро… Оно так разительно отличается от Питерской подземки, станций Новосибирского или Минского метрополитенов. Как говорил кто-то из великих: единственные дворцы подаренные народу - это станции Московского Метрополитена. Впрочем, данное многослойное явление - тема отдельного рассказа. А мне пора туда, прямиком на станцию “Коломенская”. Скромная и незатейливая, вы едва вспомните ее оформление и ведущие цвета. Осталось совсем немного - короткий маршрут вдоль дорожной магистрали и вот оно - Коломенское! Впрочем, погружение будет неспешным: первое, чем встречает этот парк своих гостей - это небольшое КПП на входе, за которым в отдалении маячат первые древесные аллеи.

Утро буднего дня, мерно вышагиваю по дорожкам, все дальше и дальше от дорожного шума и пропахших гарью тротуаров. Вокруг, кажется, ни души. Меня обволакивает естественное великолепие природы, глядя на которое понимаешь: почему Пушкин посвятил осенней поре столько своих стихотворений. Прохожу сквозь яблоневый сад. Приземистые деревца с немного пожухлой, но все еще темно-зеленой листвой. Среди раскидистых крон скрывается урожай мелкотравчатой дички. Ах, как яблони благоухают по весне! И как замечательно поваляться на травке, в тени деревьев, летом. Привычная взвинченность обитательницы шумного и опасного мегаполиса незаметно улетучивается, бурлящий в крови адреналиновый коктейль сходит на нет, замедляется ритм сердца - теперь оно не бьется как загнанный в клетку дикий зверек - всего триста метров от дороги, а дышать заметно легче и привольнее.

Вообще-то до набережной - рукой подать, но прогулка по парку настолько успокаивает и расслабляет, что уже через несколько минут неспешной ходьбы хочется улыбнуться - хотя бы внутренне, про себя, той ненавязчивой и стеснительной, скрытой от встречных-поперечных прохожих улыбкой, которая расправляет плечи и зажигает в глазах легкую и озорную смешинку.

Мимо древних посадок, к набережной
Мимо древних посадок, к набережной

Калейдоскоп телесных впечатлений обрывается внезапно. Выхожу на открытое пространство: редкие кустарники, деревья, аккуратно подстриженные газоны и чистенькие, будто вылизанные дорожки. Над всем этим царит устремленный в небо белокаменный храм - церковь Вознесения Господня. Жемчужина комплекса - его душа. Как гласят легенды - храм этот был заложен в честь рождения Ивана Грозного. Вот такая вот архитектурно-историческая антитеза!

Дыхание осени коснулось травы и позолотило макушки некоторых деревьев. Несколько дней и она враз вспыхнут жёлто-багровыми факелами. Осеннюю зябкость средней полосы России усиливает лениво накрапывающий дождик. Сегодня небо висит низко-низко, будто серый летящий платок обволакивает деревья, дорожки, пруды, набережную и далее вверху рассекается куполом стоящего на возвышении храма.

Не слишком располагающее к прогулкам время! Непогода держит дома москвичей, но совсем не отпугивает гостей столицы. Вот и набережная. Свежий стремительный ветер открытого пространства за пару секунд будто контрастный душ сметают утреннюю медлительность. Резко вспоминаются теплый плед, уютное кресло и камин. Все мы люди, по сути одинаковы: в летнюю жару жаждем первого снега, а в разгар зимы засыпаем с мыслями о соловьиных трелях.

Набережная в Коломенском
Набережная в Коломенском

Но ничего, в погоне за счастьем заядлого путешественника застегиваю до носа куртку и нахлобучиваю капюшон. И уже на ходу, прогуливаясь, отогреваю руки о слегка прогибающиеся пористые стенки одноразового бумажного стаканчика. Как замечательно выпить свежесваренный кофе вот так вот, на свежем воздухе, да еще и вприкуску со сладостями. После короткого перекуса сонливость будто рукой снимает!

Интересно, жители этих мест тоже любили пикники на природе? Впрочем, нет, скорее это была псовая охота. Заливистая трель охотничьих рожков, царские егеря со сворой борзых, гончих. Тут и там между грозными барами снуют бараньи тулупы мужиков и суконные шинели дворни. Пока конюхи готовят лошадей, господа согреваются. В те времена перед охотой пили водку, возможно, грог или стакан пунша. Хотелось бы принять участие в этом великолепии!

Хозяйственные постройки и реконструкции
Хозяйственные постройки и реконструкции

Пока я тут лениво рассуждаю о днях минувших, мимо, шурша листьями, бредут такие же ранние "пташки". Заезжих туристов всегда можно приметить по неспешной походке, фотоаппаратам, рассеянно-изумленным лицам и рюкзакам. Любители исторических реконструкций и музеев найдут здесь массу интересностей. Вам предстоит посетить не просто огромный парк - это фактически музейный комплекс под открытым небом.

На протяжении всей своей средневековой истории развития Коломенское часто служило загородной резиденцией Великих Рюриковичей. Тут формировались и отправлялись в дальние походы и встречались государем военные дружины, через эти же земли русские князья с триумфом возвращались в Москву, отдыхали, охотились, думали и радели о делах и печалях земли русской. Смена правящих династий только способствовала популярности этих мест среди представителей царской фамилии. Бережно и трепетно первые Романовы развивали некогда великокняжескую, а теперь уже и царскую вотчину. Особенно отличились Михаил Федорович и Алексей Михайлович - благодаря таланту русских мастеровых превратившие Коломенское в цветущий деревянный весенне-летний Кремль, чудо деревянного зодчества буквально окружали огромные, преимущественно яблоневые сады.

Толпы туристов и старина как она есть
Толпы туристов и старина как она есть

С начала XX века в Коломенском не утихает бурная научно-исследовательская деятельность. На сегодня это непрерывный хоровод историко-этнографических выставок, экскурсионных туров, а также демонстрационный полигон народных ремесленных мастерских и промыслового искусства, ярмарки меда, музеи, памятники и архитектурные экспозиции.

Вся эта бурная человеческая деятельность врастает в многослойные пласты истории, которые укрывают тутошнюю землю. Будто хорошее крестьянское масло они оттеняют вкус хлеба - естественной энергетики земли. Неолитические, языческие славянские, а затем и древнерусские поселения - кого тут только не было! С древнейших времен до наших дней на эти земли приходили люди поклонится языческим капищам и православным храмам, найти в этих местах некогда потерянную частичку себя либо оставить на добрую память дело рук и души своих. Всё хранит в себе Коломенская земля, из закрытых ныне недр которой накатывают волнами на прохожих энергетические отголоски прошлых, утонувших во мху истории, человеческих горестей и радостей.

Вот Голосов овраг - казалось бы обычный развал земли, но ведь это Коломенское! Однажды он спас от неминуемой гибели отряд крестьянских партизан Отечественной войны 1812 года. Преследуемые французами, сквозь густой туман, устилающий землю, они успели срезать дорогу и через бурелом, буквально как горошины вывалились перед головой отходящего на запасной маневр пехотного полка. Еще чуть-чуть и наши защитники угодили бы в засаду! Не найдя достойного противника раздосадованные французы успели разорить и сжечь оставленную без присмотра царскую резиденцию. Прошло столько времени, а народная молва хранит память о происшедшем в названиях или топографических привязках.

Голосов овраг имеет не только народную, но и археологическую историю. Некогда проведенные на месте бывшего села Дьяково раскопки выявили любопытные находки, повествующие о том, что люди пришли в эти места едва ли не с момента сотворения мира: славяне устраивали тут свои зимние стоянки и возводили постоянные поселения уже в раннем железном веке. Роль Голосова оврага в этой истории важна, но незатейлива - мнения археологов сходятся на том, что овраг являлся рукотворной защитой городища от внезапных налетов кочевых финно-угорских племен.

Или вот женский и мужской камни. Это уже наследники совсем других стародавних времен, когда люди верили и знали, что не только у человека, но и всего живого: птиц, зверей, деревьев и даже камней есть душа. Ранее эти валуны назывались Гусь- и Девин-камень. Местные старожилы также любят рассказывать легендарную историю о битве Георгия Победоносца со змием. Богатырь поверг ударом копья чудовища, но потерял в битве коня. Останки этих животных окаменели и стали языческими святынями. Не знаю так ли это было в действительности, но по заверениям ученых валяются эти монолиты тут очень давно: еще с тех времен, когда над тамошней землей плескалось одно из палеозойских морей. Сегодня к этим мегалитически артефактам протоптана огромная народная тропа - в этот ранний час на пути к камню мне встретились несколько паломников: молодой человек (наверняка студент просящий о халяве), семейная пара и двое пенсионеров. Каждому свое: кто-то просит у камней крепкое богатырское здоровье, а кому-то необходимо зачать здорового и долгожданного ребенка. Говорят, что вспоможение будет скорейшим, если немного посидеть на камне, попросить о насущном и оставить в дар этому месту небольшой подарок: мелкую монетку или повязать ветви рядом стоящего дерева яркой ленточкой (шарфом). Вот и я, немного покружив вокруг, так и не рискнув присесть на холодный валун, осторожно опустила в одну из выемок мелкую монетку. Каждый имеет право просить и быть услышанным! После чего неспешно отправилась вниз и далее по тропинке, вдоль журчащего о чем-то своем ручейка. Как раз туда где компактно разместились верхний и нижний Коломенские пруды и далее на выход из усадьбы. Все-таки погода не слишком располагает к долгим прогулкам. Тем, кто посещает эти места впервые экскурсоводы рекомендуют обязательно посетить Дьяковское кладбище и Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Достаточно забраться вверх по очень стилизованной деревянной лестнице на один из склонов Голосова оврага. Кладбище - самое древнее и замшелое из тех, что мне доводилось видеть. Пройду мимо и не буду усиливать мрачную осеннюю экспрессию созерцанием этого живого воплощения тезиса о тщетности человеческого бытия.

Уж лучше пройтись по ближайшим окрестностям: в северной части парка меня ждут памятники деревянного зодчества, ремесленные усадьбы и Ярмарочная площадь. Ближе к обеду заработают десятки маленьких стилизованных кафешек и ресторанчиков - будет где перекусить и согреться чашкой любимого кофе с молоком.

Бреду себе неспешно навстречу новым впечатлениям, в такт неторопливому ходу мыслей. Перелёт. Москва. Мегаполисы мира. Я посреди этого муравейника. Моя городская жизнь. На что она похожа? Что я приобрела однажды навсегда покинув опостылевший провинциальный городок?

Закрученная тугой спиралью нервная система, скрипя приходит в движение, и я стремительно ухаю куда-то в глубину колодца. Память услужливо подкидывает позабытые пейзажи, предметы, выражения лиц родных, знакомых и друзей. Вот оно - то самое запредельное место, где покоятся все тщательно оберегаемые секреты и душевные чаяния. В этой откровенной тиши, сам на сам, с особой прозорливостью отпираются темные закоулки возводимых общественной моралью иллюзий и заблуждений. Моя машина времени. Мое место силы, в которое время от времени я совершаю добровольное паломничество.