В статье про внешний вид жителей карельской деревеньки, и то - выглядели ли они старше современных одногодок, я опубликовала вот такое фото. Снято оно А.А. Беликовым в 1927 году.
Беликов Александр Антонович (родился в 1883 году, умер в 1941) — фотограф, педагог, географ, краевед. Он много путешествовал по Карелии, Ленинградской области и фотографировал быт людей.
Вот один из портретов, сделанных им.
Авторская подпись под фото такая:
"Дед (102 года) с внуком. На старике - войлочная шапка старинного образца. Этническая принадлежность: карелы (карьяла). Время съемки: 1927 год. Место съемки: Карелия, Олонецкий р-он, деревня Видлицы. Собиратель: Беликов Александр Антонович, преподаватель географии".
Так вот, это фото почему-то так удивило читателей, что они поставили под сомнение реальный возраст старика. Одни предположили, что автор наврал. Другие решили, что, мол:
Сказки, что тем старикам по сто или под сто лет. Думаю, они лет на 20-25 моложе. Документов-то у них не было! А сколько кому лет - писали с их слов.
Вы знаете, тут можно под сомнение поставить реальный возраст мужчин, да и женщин тоже. Учитывая, что в деревнях население было малограмотным, могли и не знать свой реальный возраст. 100 летний, 96 летний и 77 летний выглядят как-то одинаково.
Удивительные представления о девятнадцатом веке у некоторых наших современников. Для них это какие-то доисторические времена, где люди ходили без документов и возраст свой не знали в принципе.
Да, даже если крестьяне были неграмотными, учет населения все равно велся. Российской империи надо было собирать с людей налоги, набирать рекрутов на военную службу, да просто знать - сколько народу в том или ином регионе, какого пола и возраста.
Так вот, в каждом селе была церковь, и при этих церквях велись Метрические книги. Это был реестр для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России. Велся он с начала 18 века (православные метрические книги — не ранее 1722 года) по 1918 год.
Метрическая книга рассчитывалась на год и состояла из трёх частей (отсюда её второе, менее распространённое наименование — троечастная книга). Первая часть - «О родившихся», вторая - «О бракосочетавшихся», третья - «О умерших».
Соответственно, даже если старик вдруг впал в маразм и забыл свой возраст, ему (или его родственникам) ничто не мешало бы пойти в церковь и попросить батюшку найти запись о его дате рождения.
Ну и наконец, откуда взялось мнение, что у крестьян Российской империи 19 века не было документов? Были! Это тема для отдельной статьи, поэтому я про это писать не буду, просто дам ссылку на чужой интересный текст про паспортную систему в России. Вот небольшая цитата оттуда:
В 1861 г., после отмены крепостного права, была создана Паспортная комиссия, в числе предложений которой было введение «вида на жительство». Паспорт - вид на жительство - выдавался лицам мужского пола в 18 лет, а женского - в 21 год, то есть рассматривался как документ, удостоверяющий не только личность, но и совершеннолетие данного лица, его юридическую правоспособность. Лица, не достигшие совершеннолетия, вписывались в паспорт отца, а все жены - в паспорта своих мужей.
Таким образом, уж в 19 и начале 20 века крестьяне не только точно знали свою дату рождения (записанную в метрической книге), но и имели паспорта. Так что проблем с определением своего возраста у стариков не было ни малейших.