Критики советского образования часто говорят: «Какое же оно — хорошее? Это миф! Вот сейчас оно — крутое, разностороннее и креативное, а тогда... Вспомните, как отвратно учили иностранные языки! Многих важных наук (тут должен быть длинный список — от истории религий до античных языков и каллиграфии) вообще не было в программе! Гуманитарные предметы преподавались так себе — с упором на классовую суть и роль народа». Всё так. И английский не считался самым главным предметом, и латынь прошла мимо.
Я не знаю, хорошо ли говорят современные школьники на латыни, зато доводилось встречать в Интернете слова «ни где», «ни-кагда» и «койчо» в значении «кое-что». Я допускаю, что сейчас образование и, в частности, преподавание гуманитарных предметов находится на недосягаемом — для нас, «совков» - уровне, однако, «ни где» или вот ещё - «порозит», «пред-ставляеш», «одокватно» (sic!) в наше время не мог бы изобразить никто (да, сие пишется слитно) — даже выпускник школы дураков.
Но я соглашусь с тем, что литература, история, иностранные языки и музыкальная грамотность преподавались гораздо хуже, чем физика с математикой и даже география — стратегическая наука, воспетая в детских книжках сталинского времени. Почему так? Любое образование формируется под конкретные цивилизационные задачи. Просто так ничему не учат. Аристократ Галантного века должен был уметь красиво излагать, танцевать и любить опыты с электричеством. А хомо-советикус?
Советский Союз позиционировал себя в качестве индустриальной державы, а потому... Что? Правильно! Стране нужны паровозы. То есть инженеры. Техники. Пролетарии. Самого разного уровня — от руководителей производств до простых исполнителей. Знания, которые можно быстро применить на практике. Царил культ физиков, и они ловко «победили» гуманитариев, то есть лириков. Говорилось, что технарь на досуге становится лириком — это попросту неизбежно, а вот лирик никогда (опять слитно!) не будет после работы интересоваться высшей математикой.
И как-то само собой подразумевалось, что хороший техник, не знающий историю Средних веков, по любому остаётся хорошим техником, а знание стихов и — умение их складывать, конечно, похвально само по себе, но опять же — не превращает бракодела — в гения, если ...стране нужны паровозы. Это, разумеется, схематично и грубо, но общий смысл — таков. В одном из ранних КВН студенты выдали шутку: «Поэтом можешь ты не быть, но инженером быть обязан!»
Интересно, знают ли нынешние одарённые дети, чьи строки перефразировали мальчики-технари? Или, как у одной дамы: «Мой [сын] всего «Гарри Поттера» за лето прочёл!»? Поэтому советское образование считалось превосходным - в тогдашнем мире! - потому как он (тогдашний мир) был тоже индустриальным. Везде - не только в Советском Союзе технарь ценился выше гуманитария. Больше того - в СССР 1970-х был создан культ писателей, художников, музыкантов. Чтобы совсем уж перекоса не наблюдалось...
Зина Корзина (с)