Найти тему
etonadovidet.info

Хит-парад фильмов фестиваля Артдокфест-2018

12 декабря завершился фестиваль «Артдокфест». Лучшей лентой фестиваля признана украинская картина Александра Течинского «Дельта», гран-при досталось датскому режиссеру Симону Леренгу Вильмонту за фильм «Лай собак вдалеке». Всех победителей можно узнать здесь. Ранее мы писали об открытии фестиваля и параллельной программе анимадок.

Президент «Артдокфеста» Виталий Манский перед каждым конкурсным сеансом неизменно повторял, что для них каждый фильм основной программы фестиваля уже лучший в этом году, подчеркивая тем самым второстепенность призов и важность возможности этих документальных фильмов быть увиденными. Отсмотрев доступный конкурс и часть параллельных программ, «Это надо видеть» выбрало дюжину своих любимых фильмов фестиваля, которые со временем можно будет увидеть в онлайн-синематеке «Артдока» или на канале «Настоящее время» (в том числе и фильм-победитель «Дельта», показы которого состоятся 14 декабря).

12. «Свидетели Путина», реж. Виталий Манский

-2

Каждый сеанс нынешнего «Артдокфеста» начинался перечнем фильмов, которые не доехали до российских «кинотеатров» (но многие доступны в интернете). Среди них был  скромно указан последним, но на деле один из громких фильмов программы, «Свидетели Путина» Виталия Манского. Картина составлена преимущественно из кусочков телевизионного фильма о Путине времен первого года его правления. Сам Манский говорит, что эти кадры со временем лишь дозрели. Действительно, беспристрастная камера вкупе с временной дистанцией позволяет ощутить и роль Ельцина в становлении его преемника, и, главное, трагичность этой роли; констатирует, что практически весь тогдашний предвыборный штаб президента к нынешним временам ушел в оппозицию; замечает, как изменился, что показательно, голос Путина: от скромного тихого во время встречи со своей первой учительницей в начале фильма до властного, указывающего место своему псу под конец.

Одним из героев ленты является и сам Манский, который в то время был своего рода «придворным летописцем». Он периодически комментирует за кадром происходящее, а внутри кадра раз за разом допускает пророческие высказывания. Квинтэссенцией этих комментариев становится разговоры режиссера и президента про новый-старый национальный гимн и про монархические настроения. Манский не находится, что ответить на путинские аргументы, признавая их здравость. Ответ же на вопрос, как и когда что-то в нашей истории пошло не так, режиссер предлагает попробовать отыскать в этом фильме самому зрителю, с молчаливого согласия которого (как впрочем и самого Манского) происходило становления текущей политической системы.

11. «Обстоятельства места и времени», реж. Дмитрий Кабаков

-3

Это в определенном смысле противоречивое кино, которое можно назвать фильмом-эссе режиссера Дмитрия Кабакова, снявшего всего вторую картину за 20 лет. Она начинается панорамными кадрами его родного подмосковного поселка и его же закадровыми рассуждениями о времени, судьбе, как ни странно, заборах. Довольно быстро герой этого фильма неожиданно подменяется старшим мальчишкой многодетной семьи из Таджикистана, которая живет в этом поселке бок о бок со старожилами. Камера Кабакова погружается в быт этой семьи, а кино на первый взгляд превращается из философского в социальное. Все это снято к тому же архаичными инструментами из эпохи видео, что может вызывать зрительское раздражение. Драматургический фокус же происходит в завершающем акте, где происходит новое смещение героя фильма на пожилую пару, в которой угадываются родители автора, чей закадровый комментарий также возвращается в картину. Кино вновь преображается и становится выполненным с большой любовью портретом семьи режиссера, что искупает, возможно, не самую удачную его форму, и заставляет заново осмыслить все увиденное ранее на экране.

10. «Книга моря», реж. Алексей Вахрушев

-4

Настоящий документальный блокбастер, наполовину анимационное, почти приключенческое кино про двух чукотских охотников: один на суше охотится на нерпу, другой в море на китов и моржей. У этого фильма благородная родословная, он отсылает к великой немой картине «Нанук с севера» Роберта Флаэрти, фундаментальному примеру антропологического кино. Режиссер Алексей Вахрушев, который сам родился в Анадыре, говорит о важности сохранения аутентичной культуры, которая состоит из двух частей: материальной и духовной. Если материальная – это и есть морская охота, которой ежедневно отдаются местные охотники, ибо без этого их культура буквально умрет; то духовная уже почти полностью вымыта. Ее восстановлением по сути и занимается этот фильм, анимационная часть которого является экранизацией двух фундаментальных чукотских мифов. Обе половины «Книги моря» оказывают одновременно эпическое и убаюкивающее впечатление, погружающее зрителя в легкое забытье, что тоже можно считать победой фильма.

9. «Процесс», реж. Сергей Лозница

-5

Третий за год фильм Сергея Лозницы, набравшего прямо-таки крейсерный творческий ход. С одной стороны ни стиль, ни тема «Процесса» не удивит постоянного зрителя режиссера, с другой стороны эта картина, как никакая другая, вещь штучная, вмещающая в себя все режиссерские наработки последних лет. Фильм собран из хроникальных записей сфабрикованного Сталиным судебного процесса над политиками, которые якобы вели подрывную для союза деятельность. Это дискомфортный во многих смыслах фильм: от трудноразбираемых реплик лиц этого действа, до холодной монотонности, заставляющей волей-неволей проваливаться в собственные мысли на неприятные, требующей реакции, актуальные темы. Но не одними либеральными толкованиями примечателен фильм Лозницы. Это еще и попытка ответить на базовый вопрос кинематографа, тянущийся еще со времени братьев Люмьер, о том, где же проходит грань между художественным кино и документальным. В сущности это хроникальная (т.е. куда уж документальней) запись реального действия, которое оказывается фальшью, стремящейся убедить всех, что это сущая правда, и окончательно запутывает нас, что же мы смотрим, игровое кино или документальное.

8. «Восточный фронт», реж. Андрей Осипов

-6

Можно ли показывать в кино солдат фашистской армии простыми людьми: в быту, задумчивыми, счастливыми, и тем самым их очеловечивать, считай, прощать их преступления? Этот фильм начинается с хроникальных  кадров молодых немецких людей, смеющихся, полных надежд и мечт. Идиллическая картина быстро сменяет бомбежками, танками, бомбардировщиками, – это восточный фронт Второй Мировой. Возможно, многие люди с первых кадров тоже были там. Но эта картина не ставит цели кого-то оправдывать или прощать, она просто свидетельствует жесткий военный быт, страшный поворот истории со своим печальным концом. «Восточный фронт» отлично смонтирован из хроник немецких кино-журналов, но еще лучше озвучен, ничем не хуже громкой премьеры этого года, тоже составленного из хроник фильма Питера Джексона «Они никогда не станут старше». В «Фронте» вовсе нет слов, это чистой аудиовизуальный опыт, но как бы не были хороши его музыка и звучание, в самые сильные моменты этот фильм замолкает. Обретаемая тишина несет сложное чувство: облегчение от того, что все это кончилось, и боль от того, что все это было.

7. «Робин чикас», реж. Денис Слепов

-7

Этот фильм – оборотная сторона проекта «Я волонтер». Режиссер Денис Слепов отправляется в Центральную Америку за двумя девушками Викой и Кариной, которые строят там благотворительную клинику, и снимает не агитационный, а честный фильм не столько про спасение мира, сколько про современную жизненную философию. Название, разумеется, отсылает к «Робину Гуду»: девушки выпрашивают медикаменты у богатых, и отдают их бедным. Фильм в первой половине действительно выглядит, как кино про волонтеров со своими интересными моментами, – например, героиням попадаются такие пациенты, что они задумываются, может стоит смерти иногда брать свое, – но постепенно превращается в кино про молодых девушек, которые бросаются в омут приключений, не задумываясь долго о последствиях: начинают любовные романы, пересекают национальные границы с контрабандой, соглашаются на приглашение незнакомцев посетить их виллу. Покидая райский уголок с коробками лекарств подмышкой, они шутливо сочувствуют, что не остались отдыхать дальше. Но они просто не могут не отдаваться этой жизни полностью, в том числе числе и спасать мир, хоть это и не такое «большое дело».

6. «Вертолеты», реж. Дмитрий Кубасов

-8

Фильм Дмитрия Кубасова из параллельной программы фестиваля хитро устроен. Начинается как ироничное кино о русских бизнесменах-летчиках, отправляющихся в вертолетную кругосветку с посещением разных интересных стран. «Это что, новый способ проводить отпуск?», – изумленно интересуются в Норвегии, наши не теряются: «воюют» с буржуазными аэропортами, посещают итальянские рестораны, купаются в исландских теплых открытых бассейнах. Другое измерение фильм приобретает, когда герои добираются до родины: сначала Дальний Восток, потом вглубь страны. Роскошь меняется запустением, кино превращается в то, про которое можно сказать: «чтобы глубоко почувствовать свою страну, нужно облететь вокруг света». Летчики, которые для одних людей становятся богатыми клиентами, а для других неотделимы от чуда, спасаются юмором, без которого в нашей стране, как известно, никуда. Растопыренные пальцы сами начинают сжиматься, а фильм, задаваясь вопросом, а герои ли эти летчики, и вообще, что такое герой, открывает и вовсе третье измерение: человеческое и, как становится ясно на финальных титрах, трагическое.

5. «Едоки Картофеля», реж. Дина Баринова

-9

Специальный приз жюри. Как на ступнях образуются мозоли от неудобной обуви, так порой на людях образуются мозоли от непростых условий жизни, бедности, холода и голода. Конечно, тяжело увидеть за такими мозолями человека, живого, чувствующего и вызывающего эмоцию. Но по это, например, удавалось великому голландскому живописцу, в честь картины которого и назван этот фильм. Это удается режиссеру Дине Бариновой, которая отправилась в глухую деревушку, где сама проводила детство, заглянула в гости в одну на первый взгляд странную, покосившуюся, как их дом, семью, и не смогла уйти, не закончив фильм о человеке. Это удастся и зрителю, которому пусть не сразу, но обязательно в крохотные моменты откроется это знание, а «теплый» звук виниловых пластинок растопит его сердце в конце этого тихого, неспешного фильма.

4. «Лай собак вдалеке», реж. Симон Леренг Вильмонт

-10

Обладатель гран-при фестиваля. Этот фильм датского режиссера Симона Леренга Вильмонта мог бы называться на манер Андрея Тарковского «Олегово детство». Картина рассказывает о десятилетнем Олеге, который остался без мамы и живет с бабушкой в восточно-украинской деревне вблизи театра военных действий. «Лай собак вдалеке», кстати, тоже отличное название, несущее ощущение одновременно близкой и отдаленной тревоги. Войны в прямом ее изображении здесь нет, лишь ее звуки (выстрелы, бомбежка), иногда вспышки света и гильзы от патронов, которые днем собирают мальчишки. В этом смысле «Лай собак вдалеке» становится метафорой современного мира: в каждое мгновение на Земле сегодня кто-то воюет, и все мы учимся жить бок о бок с войной, возможно, не за соседним холмом в нашей деревне, но где-то в нашем мире, возможно, нашей стране. Война виляет: немногие из оставшихся в той украинской деревне люди постоянно говорят о смерти, от заветов осторожно купаться до обустраивания собственных бомбоубежищ. Олег же быстро взрослеет, что мы успеваем заметить даже по его манере рубки дров. Мы не знаем, что с ним станет в будущем, но человеческое сердце, кажется, может стерпеть многое. Бабушка не даст соврать.

3. «Домашние игры», реж. Алиса Коваленко

-11

Обладатель диплома жюри. Порою жизнь сценарии пишет похлеще всякого драматурга. Будто оголенный провод этим знанием бьет фильм «Домашние игры». В его центре молодая девушка Алина, занимающаяся футболом, мечтающая о больших победах, глядишь, и в форме национальной сборной. Ее тренер, женщина старой школы, не подбирает слова, жестко и прямо требует полной отдачи на поле, того же от Алины требует и жизнь. Девушка с детства не избалована материнской помощью, да еще и сама  приглядывает за младшими братом и сестрой, которые готовятся только пойти в школу. Но отсутствие поддержки не означает отсутствие боли, когда мать неожиданно умирает. Чувствуя свою ответственность за брата и сестру, она не унывает и вгрызается в любые возможности, которые несут маленькие кусочки счастья ее семье. Ее действия на футбольном поле становятся метафорой ее действиям в жизни: она без промедления вступает в единоборства, из раз в раз оказывается на земле, но каждый раз встает.  

И пусть жизнь сложная тяжелая штука, но она стоит того, чтоб потом повзрослевшие Алинины брат и сестра могли вспомнить теплую сестринскую заботу во времена детских простуд, смешные наряды на первый звонок и кукольный спектакль на седьмой день рождениями.

2. «Соучастие», реж. Олег Якушенков

-12

Фильм-конкурсант Олега Якушенкова не получил ни одной награды, хотя на наш взгляд заслуживал. «Соучастие» состоит как бы из двух фильмов. Первый – 15-летней давности, о воспитательной колонии для несовершеннолетних преступниц. Кадры их быта, подготовки к коллективному Дню Рождения монтируются с интервью многих девушек, которым в основном по 16-17 лет. Они рассуждают о разнице жизни на свободе и в колонии, об уроках жизни, что получили, о судьбе, что ждет их дальше. Дальше, конечно, становится еще интереснее. Через десять лет, тут начинается как бы второй фильм, режиссер находит в Кировской губернии одну из воспитанниц той колонии Настю. Новое «знакомство» с девушкой начинается с просмотров кадров из первого фильма, что образует интересный эффект, будто кино смотрит само себя. Настя же в ответ рассказывает про свою дальнейшую, полную несчастий судьбу. Несмотря на то, что жизнь ее побросала, девушка сохранила благоразумие и оптимистичный взгляд на мир, растит дочку и пытается построить семью. Сравнивая характер девушки и окружающую ее среду (отсутствие хорошей работы, пьяницы муж и тетка, паломнический ход по соседству), волей-неволей задумываешься, стала бы Настя такой толковой, если бы не колония, но также и приходишь к мысли о функции государства, которое берется перевоспитывать человека, а потом оставляет его. Или к мысли, в какой стране будет жить Настина дочка. Хотелось бы, чтоб в той, за которую гордость берет, но похоже в той, что застряла между бутылкой водки и иконой.

1. «Акварель», реж. Виктор Косаковский

-13

Без сомнений самый большой и даже великий во всех смыслах фильм, показанный в рамках фестиваля. Снятая звездой документалистики Виктором Косаковским эта картина – настоящий доку-триллер, или хэви-металл-кино, если позволите. Как явствует из названия, главный герой – вода. По словам режиссера фильм родился из цитаты Исаака Ньютона: «То, что мы знаем — это капля, а то, что мы не знаем — это океан». Под аккомпанемент группы Apocalyptica и потрясающий дизайн звука, «Акварель» исследует различные величественные ипостаси воды. Начинается покрытым льдом Байкалом и в неком смысл коллективным помешательством местных обитателей, дальше незаметно «Акварель» перемещается в северные воды Атлантики. Камера Косаковского добирается до неподвластных человеку точек и показывает айсберги и морской шторм, какими кино их еще не видело. Как в любом триллере, здесь есть саспенс и свои твисты, и когда фильм вас убаюкает, он несомненно их предъявит. «Акварель» продолжит путешествовать по миру без людей и много раз вас впечатлит.

Фильм Косаковского еще и высокотехнологичный, первый в мире снятый со скоростью 96 кадров в секунду. Эта цифра неслучайна и выбрана режиссером после множества тестов, показавших, что дождь и вода в принципе получаются самыми выразительными именно на этой скорости записи. Впрочем, кинотеатры лишь со временем будут готовы показывать эту картину в задуманном автором виде (фильм выйдет в прокат после апгрейда кинотеатральных проекторов, предположительно летом 2019 года). Но и без технологий очевиден масштаб этого фильма, этого мира и стихии, масштаб человека по сравнению с ними и то, что не человек делает этот мир прекрасным, страшным, живым.

Автор: Бодухин Михаил.