Куда движется food фотография?
Категория «еды» занимает особую нишу в индустрии фотографии. Некоторые говорят о ней как о низком жанре, другие же выводят постановочные «натюрморты» в ранг искусства.
Кураторы Сьюзен Брайт и Дениз Вольф предлагают рассмотреть проблему с исторического ракурса. Создавая выставку «Праздник для глаз» («Feast for the Eyes»), которая откроется 21 декабря в Амстердаме, они затронули весьма актуальный вопрос: что значит еда для современного человека и как фотограф отображает этот мир?
Организаторы выставки не только подобрали простые кадры с «натюрмортами» и обеденными посиделками, но и включили в проект разноформатные работы коммерческой и журналистской направленности. Поэтому среди прочих работ на выставке можно увидеть произведения на грани изобразительного и фотографического искусства. Например, поп-арт Энди Уорхола, необычные «сборки» из еды Санди Скоглунд, Вика Мюниса с его копиями из арахисовой пасты, а также «странные» пончики Джозефа Майда.
Но почему этот проект важен?
Историческая ретроспектива определённого жанра позволяет взглянуть на современные реалии с высоты полученного опыта. Выставка говорит о возрастающей проблематике потребительства, переплетающийся с культом социальных сетей. Instagram, Facebook, Pinterest и другие площадки упростили и захватили нашу жизнь. Фотографии красивых завтраков и ужинов в ресторане стали частью современной реальности – и от этого никуда не деться.
Последние десятилетия интерес к еде как к образу только возрастает: и фотоснимки могут служить ярким тому подтверждением. Благодаря проекту можно будет проанализировать, как изменилось отношение общества к приёму пищи и во что выливается культ еды в наши дни.
Столь широкая экспозиция доказывает, что на протяжении как минимум последних 50 лет еда и фотография тесно переплетаются друг с другом. И это касается не только популярного жанра «натюрморта», но и коммерческих фотографий для разнообразных журналов мод и рекламных акций продуктов питания. Особую зону в этой индустрии занимают кадры с оттенком лёгкого юмора и иронии как к еде, так и к её потребителям.
Выставка помогает осмыслить образ еды как отдельный индикатор настроения и потребительских интенций. Набор фотографий раскрывает один неочевидный аспект нашего общества. А именно: желание создать и поддержать иллюзию «красивой» жизни, которая базируется на изобилии и пышности стола.
Произведения, которые будут показаны на выставке в Амстердаме, доказывают и то, что снимок food направленности способен выявить более глубинные подосновы кадра: показать страхи, желания, вкусы, образ жизни индивида и целых обществ.
А вкусовые предпочтения отдельных групп могут являться идентификатором желаний и потребностей граждан целой страны.
Текст: Софья Горбачёва
Редактор: Юрий Гудков
Если вам понравился материал, поставьте ему "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте. Или задайте любой вопрос в комментариях.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.