Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Праздник для глаз – история еды

Куда движется food фотография?

Joseph Maida – #fishy #donut #divers #thingsarequeer, December 1, 2015. © Joseph Maida
Joseph Maida – #fishy #donut #divers #thingsarequeer, December 1, 2015. © Joseph Maida

Категория «еды» занимает особую нишу в индустрии фотографии. Некоторые говорят о ней как о низком жанре, другие же выводят постановочные «натюрморты» в ранг искусства.

Кураторы Сьюзен Брайт и Дениз Вольф предлагают рассмотреть проблему с исторического ракурса. Создавая выставку «Праздник для глаз» («Feast for the Eyes»), которая откроется 21 декабря в Амстердаме, они затронули весьма актуальный вопрос: что значит еда для современного человека и как фотограф отображает этот мир?

Lorenzo Vitturi, Red #1, 2013, from the series Dalston Anatomy. © Lorenzo Vitturi
Lorenzo Vitturi, Red #1, 2013, from the series Dalston Anatomy. © Lorenzo Vitturi

Организаторы выставки не только подобрали простые кадры с «натюрмортами» и обеденными посиделками, но и включили в проект разноформатные работы коммерческой и журналистской направленности. Поэтому среди прочих работ на выставке можно увидеть произведения на грани изобразительного и фотографического искусства. Например, поп-арт Энди Уорхола, необычные «сборки» из еды Санди Скоглунд, Вика Мюниса с его копиями из арахисовой пасты, а также «странные» пончики Джозефа Майда.

Но почему этот проект важен?

Историческая ретроспектива определённого жанра позволяет взглянуть на современные реалии с высоты полученного опыта. Выставка говорит о возрастающей проблематике потребительства, переплетающийся с культом социальных сетей. Instagram, Facebook, Pinterest и другие площадки упростили и захватили нашу жизнь. Фотографии красивых завтраков и ужинов в ресторане стали частью современной реальности – и от этого никуда не деться.

Последние десятилетия интерес к еде как к образу только возрастает: и фотоснимки могут служить ярким тому подтверждением. Благодаря проекту можно будет проанализировать, как изменилось отношение общества к приёму пищи и во что выливается культ еды в наши дни.

 Rinko Kawauchi, Untitled, 2001, from the series Utatane; from Feast for the Eyes (Aperture, 2017) © Rinko Kawauchi
Rinko Kawauchi, Untitled, 2001, from the series Utatane; from Feast for the Eyes (Aperture, 2017) © Rinko Kawauchi

Столь широкая экспозиция доказывает, что на протяжении как минимум последних 50 лет еда и фотография тесно переплетаются друг с другом. И это касается не только популярного жанра «натюрморта», но и коммерческих фотографий для разнообразных журналов мод и рекламных акций продуктов питания. Особую зону в этой индустрии занимают кадры с оттенком лёгкого юмора и иронии как к еде, так и к её потребителям.

Слева: Weegee – J Stazzone is on WPA and Enjoys His Favorite Food as He’s Heard That the Army Doesn’t Go in Very Strong for Serving Spaghetti, 1940 © Weegee 
Справа: Ouka Leele – Peluqueria, 1979 © Ouka Leele
Слева: Weegee – J Stazzone is on WPA and Enjoys His Favorite Food as He’s Heard That the Army Doesn’t Go in Very Strong for Serving Spaghetti, 1940 © Weegee Справа: Ouka Leele – Peluqueria, 1979 © Ouka Leele

Выставка помогает осмыслить образ еды как отдельный индикатор настроения и потребительских интенций. Набор фотографий раскрывает один неочевидный аспект нашего общества. А именно: желание создать и поддержать иллюзию «красивой» жизни, которая базируется на изобилии и пышности стола.

Grant Cornett, Jello Disco Floor, 2016, for Gather Journal, food styling by Janine Iversen 
© Grant Cornett
Grant Cornett, Jello Disco Floor, 2016, for Gather Journal, food styling by Janine Iversen © Grant Cornett

Произведения, которые будут показаны на выставке в Амстердаме, доказывают и то, что снимок food направленности способен выявить более глубинные подосновы кадра: показать страхи, желания, вкусы, образ жизни индивида и целых обществ.

А вкусовые предпочтения отдельных групп могут являться идентификатором желаний и потребностей граждан целой страны.

Текст: Софья Горбачёва

Редактор: Юрий Гудков

Если вам понравился материал, поставьте ему "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте. Или задайте любой вопрос в комментариях.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Еда
6,23 млн интересуются