Найти тему
Исторические сражения

Первая война, зафиксированная в фотографиях - ч. I

В этой статье будет мало фактологии и много настроения. Это очень личный материал, поскольку он основан больше на эмоциях, чем на логических построениях. Вероятно, это одно из объяснений того факта, что людей увлекает история.

Крымская война интересна многими своими особенностями. Это первая война, где широко применялся пар, тут впервые заявили о себе бронированные корабли. А еще со стороны союзников все боевые действия широко освещались прессой – корреспонденции Уильяма Рассела и сегодня интересны исследователям.

Кроме того, это первая война, чьи эпизоды были систематично зафиксированы фотографами. До того применялись только зарисовки. Но любой рисунок хоть в чем-то не объективен – он слишком зависим от воли и настроения автора. Фотография в этом плане честнее – она изначально беспристрастна.

К сожалению, весь материал подобного плана имеет одно происхождение – из лагеря коалиции. В России известны только зарисовки, а письменные реляции и вовсе проходили строжайшую цензуру – даже такие литературные и совсем не репортерские "Севастопольские рассказы" Толстого в полном объеме опубликованы много позднее описываемых событий. Поэтому приходится мириться с некоторой односторонней подачей.

В 1855 году в Крым направили Роджера Фентона – как официального документалиста правительства. Съемка велась на стеклянные пластинки методом амбротипии, а потому не допускала передачи динамических сцен.

Позднее Фентона сменили Джеймс Робертсон и Феличе Беато. Позднее к ним присоединились и французы. Из которых самым известным был Леон-Эжен Мехеден. Кстати, эта же война открыла и счет погибших корреспондентов. Правда, пока не от пули – от кишечных инфекций.

Так или иначе, дошедшие до нас снимки неимоверно ценны. Тем, что они зафиксировали мгновение. Точно, цепко, и без всяких компромиссов.

Русский матрос Кошка крадется за убитым унтер-офицером. К сожалению, практически все графические отображения той войны страдают избыточной лубочностью. Что неудивительно – перед ними ставилась цель пропагандировать, а не отображать.

Генерал-майор сэр Джорж Баллер. Стоит отметить, что многие англичане ехали на войну как в дом отдыха и не собирались себе отказывать от маленьких домашних радостей вроде охоты и скачек. А потому везли с собой и породистых скакунов, и охотничьи ружья, и своры собак. Не говоря о библиотеках, мебели и походных ванн.

-2

Воронцовский овраг. Место имело неофициальное название "Дороги смерти" и неплохо простреливалось обеими сторонами. Пожалуй, первый случай демонстрации обилия железа на месте особо жестоких схваток. Круглые камни – это ядра обеих конфликтующих сторон.

-3

Союзники в полной красе. Слева направо: Лорд Раглан - Великобритания, Омар Паша - Османская Империя, маршал Жан-Жак Пелисье – Франция.

-4

Лейтенант-полковник Сеймур. Про мундир знают не все (шотландских драгун), но вот сапоги не дают никакого шанса для ошибки: явно кавалерийские.

-5

Два сержанта четвертого драгунского. Сразу вспоминаются строки из детективной эпопеи Дойла: "Держится он с достоинством, пожалуй, даже начальственно. Вы должны были бы заметить, как высоко он держит голову и как помахивает своей палкой, а с виду он степенный мужчина средних лет — вот и все приметы, по которым я узнал, что он был сержантом".

-6

Лейтенант Ятс из 11-го гусарского. Помимо офицера в кадре присутствуют лошадь, слуга и собака.

-7

Капитан Томас Лонгворт Деймс, Королевская артиллерия. Очередное доказательство того, что лохматая шапка встречается не только у драгун. Скорее, это аналог современного гвардейского значка.

-8

Мистер Симпсон, артист. Армия у союзников профессиональная, а потому разборчивая в отдыхе. Приезд артистов на передовую – нормальное явление в ту эпоху. Ну и ореол романтичного и рокового мачо для самого г-на артиста. Так что поза в духе лорда Байрона средь пустынного антуража тоже уместна.

-9

Штирлиц своей эпохи. Капитан Хьюдж, позднее нелегал в Черкессии, известен передачей союзникам в Керчи необходимые данны о победе в Анапе.

-10

Британский пехотинец с полным обвесом. Бомбы в качестве стаффажа для пущей героизации облика, вероятно.

-11

Корнет Генри Джон Уилкин, 11-ый гусарский полк. Форму той эпохи камуфляжной никак не назовешь. Смесь павлина и народной росписи.

-12

Казацкий залив в Балаклаве – место высадки союзных сил, основная их база. Хорошо различимы трубы первых пароходо-фрегатов.

-13

Тренировочный лагерь союзников. Полевое орудие в походном положении с полным расчетом. К вопросу о лошадиных силах. Кстати, конная тяга была жуткой головной болью – воинские табуны очищали местность от фуража не хуже саранчи.

-14

Не менее интересное продолжение...

Подписывайтесь на канал и ставьте "пальцы вверх" - так вы будете видеть больше интересных материалов по данной теме.
Не забывайте делиться статьей в соц сетях!