Галарина
Удивительным техническим достижением нового времени стала возможность заниматься гораздо большему количеству людей таким сложным синтетическим видом искусства, как кино. Цифровые технологии сделали свое дело, все упростилось в разы по сравнению с эпохой кинопленки. Но задачи режиссера и сценариста не смогли упроститься, что и показал 21 февраля II Республиканский фестиваль «Молодое кино Башкортостана».
Фестиваль начался с викторины среди зрителей и награждения начинающих кинематографистов в фойе кинотеатра «Родина». Дальше все переместились в красный зал, где в тот вечер яблоку негде было упасть, - столько людей пришли посмотреть этим вечером пять короткометражек!
Первым по программе шел фильм Рустема Шайхутдинова «Осиротелый». Среди прозаиков есть такая присказка: «Каждый может написать одну книгу - о своем детстве». Осталось перефразировать: «Каждый может снять свое домашнее видео о дедушке и бабушке».
Фильм умилительный, как и положено семейной саге, хотя реконструкция военного и довоенного времени меня огорчила тем, что авторы уже не имеют представления о жизни тех лет. Ну, не было в деревнях до Великой Отечественной войны промышленного трикотажа, и денег на него не было, девочки в башкирской деревне, да и в русской, никак не могли ходить в свитере и брючках в 1940 году, это было стыдно. Ситцевую, поплиновую, габардиновую или из домотканной пестряди юбку и кофту ручной вязки из спряденной шерсти можно было найти? К тому же девочки в деревне ни в коем случае с распущенными волосами не ходили, даже в 70-е годы, на которые пришлось мое детство.
Вторым шел фильм Рузиля Насибуллина «Терабайт- ник». Для меня он в чем-то сомкнулся с фильмом Фарза- ны Утарбаевой «;Кырагай» («Дикарь»). Тема обоих фильмов - родители и дети, ценность и горечь утраты. В «Те- рабайтнике» - отец, потерявший ребенка, в «;Кырагае» - взрослый сын, переживающий возможную потерю матери. Как сказала героиня Гюлли Мубаряковой, сыгравшей мать в фильме Фарзаны Утарбаевой: «Материнское сердце - в детях, а детское - в степях». Кстати, по количеству организаций и спонсоров в титрах фильма видно, что Фарзана Утарбаева последовательно прошла по всем американским методикам «Как достичь успеха», начиная с питчинга сценаристов, где ее заявка получила одобрение. И дошла до режиссуры и премьеры.
Оба фильма - и Насибуллина, и Утарбаевой - о вечном и сняты в традиционной мелодраматической канве. Среза времени и эпохи я не обнаружила даже в «Терабайтнике», если поменять компьютерный аксессуар на памятную детскую игрушку, какого-нибудь коника без ноги, можно играть эту историю хоть в декорациях античности.
Фильм «Живые и мертвые» Константина Анисимова, который тоже вырос из питчинга сценаристов, сделан по совсем другой методике. Смех в зале начался с титра «Фильм снят без поддержки министерства культуры»...
Сюжет можно передать следующими строчками: «По морде зомби били-били и все-таки всех победили». Эдакая пародия на американские блокбастеры. Но все время хотелось еще больше оригинального, не заимствованного: например, в сцене на скейтах в музыкальном треке послышалось «Абсурдно, нафик», и я уж обрадовалась, что будет что-то типа незабвенной «Хару мам- буру» («Ногу Свело»!), что-то новое наше, но дальше стало ясно - это опять англоязычный чужестранный хит, как жаль.
И наконец-то фильм «Кредит» Вадима Валиуллина. Именно этот фильм порадовал меня больше всех. Каждый художник выбирает - рассказывать о себе или о своем времени, то есть других людях, которые живут в одно время с художником. Вадим - единственный режиссер на этом фестивале, рассказавший о времени, в котором мы живем. «Кредит» - исчерпывающее название. Фраза «И тут бесплатно пошел снег» уже для меня цитата дня надолго. С моей точки зрения, лучшая актерская работа именно игра Полины Смыковской в этом фильме. И самый лучший звук. Хотя есть понимание, что не продуман интерьер съемочной квартиры. И нет итога - все умирают, а никого не жаль. Чтобы исправлять нравы, надобно сперва их смягчить. Для смягчения сердца зрителя хоть на 5 секунд выжать сентиментальность и дать надежду на свет. Если в художественном произведении нет рецепта лучшей участи, то это репортаж. Режиссер Вадим Валиуллин - художник, видящий наше время и уделяющий пристальное внимание всем аспектам работы при кинопроизводстве, и хорошо было бы в следующих его фильмах увидеть глубокое осмысление путей, - различных путей, которые может выбрать современный человек для своей жизни.
Чтобы преобразовывать реальность, надо эту реальность сегодняшнюю сначала увидеть, возможно, с помощью искусства. Возможно, с помощью молодого кино Башкортостана.#живопись #уфа #чтение #книга