Найти тему

Молодое кино Башкортостана

Галарина

Удивительным техническим достижением нового времени стала возможность заниматься гораздо большему количеству людей таким сложным синтетическим видом искусства, как кино. Цифровые технологии сделали свое дело, все упростилось в разы по сравнению с эпохой кинопленки. Но задачи режиссера и сценариста не смогли упроститься, что и показал 21 февраля II Республиканский фестиваль «Молодое кино Башкортостана».

Фестиваль начался с викторины среди зрителей и на­граждения начинающих кинематографистов в фойе ки­нотеатра «Родина». Дальше все переместились в красный зал, где в тот вечер яблоку негде было упасть, - столько людей пришли посмотреть этим вечером пять коротко­метражек!

Первым по программе шел фильм Рустема Шайхут­динова «Осиротелый». Среди прозаиков есть такая присказ­ка: «Каждый может написать од­ну книгу - о своем детстве». Ос­талось перефразировать: «Каж­дый может снять свое домашнее видео о дедушке и бабушке».

Фильм умилительный, как и по­ложено семейной саге, хотя ре­конструкция военного и довоен­ного времени меня огорчила тем, что авторы уже не имеют пред­ставления о жизни тех лет. Ну, не было в деревнях до Великой Оте­чественной войны промышлен­ного трикотажа, и денег на него не было, девочки в башкирской деревне, да и в русской, никак не могли ходить в свитере и брюч­ках в 1940 году, это было стыд­но. Ситцевую, поплиновую, га­бардиновую или из домотканной пестряди юбку и кофту ручной вязки из спряденной шерсти можно было найти? К тому же девочки в деревне ни в коем случае с распу­щенными волосами не ходили, даже в 70-е годы, на ко­торые пришлось мое детство.

Вторым шел фильм Рузиля Насибуллина «Терабайт- ник». Для меня он в чем-то сомкнулся с фильмом Фарза- ны Утарбаевой «;Кырагай» («Дикарь»). Тема обоих филь­мов - родители и дети, ценность и горечь утраты. В «Те- рабайтнике» - отец, потерявший ребенка, в «;Кырагае» - взрослый сын, переживающий возможную потерю ма­тери. Как сказала героиня Гюлли Мубаряковой, сыграв­шей мать в фильме Фарзаны Утарбаевой: «Материнское сердце - в детях, а детское - в степях». Кстати, по коли­честву организаций и спонсоров в титрах фильма видно, что Фарзана Утарбаева последовательно прошла по всем американским методикам «Как достичь успеха», начиная с питчинга сценаристов, где ее заявка получила одобре­ние. И дошла до режиссуры и премьеры.

Оба фильма - и Насибуллина, и Утарбаевой - о вечном и сняты в традиционной мелодраматической канве. Среза времени и эпохи я не обнаружила даже в «Терабайтнике», если поменять компьютерный аксессуар на памятную де­тскую игрушку, какого-нибудь коника без ноги, можно играть эту историю хоть в декорациях античности.

Фильм «Живые и мертвые» Константина Анисимова, который тоже вырос из питчин­га сценаристов, сделан по совсем другой ме­тодике. Смех в зале начался с титра «Фильм снят без поддержки министерства культу­ры»...

Сюжет можно передать следующими строчками: «По морде зомби били-били и все-таки всех победили». Эдакая пародия на американские блокбастеры. Но все время хотелось еще больше оригинального, не за­имствованного: например, в сцене на скей­тах в музыкальном треке послышалось «Аб­сурдно, нафик», и я уж обрадовалась, что будет что-то типа незабвенной «Хару мам- буру» («Ногу Свело»!), что-то новое наше, но дальше стало ясно - это опять англо­язычный чужестранный хит, как жаль.

И наконец-то фильм «Кредит» Вадима Ва­лиуллина. Именно этот фильм порадовал меня больше всех. Каждый художник выбирает - рассказывать о себе или о своем времени, то есть других людях, которые жи­вут в одно время с художником. Вадим - единственный режиссер на этом фестивале, рассказавший о времени, в котором мы живем. «Кредит» - исчерпывающее название. Фраза «И тут бесплатно пошел снег» уже для меня цитата дня надолго. С моей точки зрения, лучшая актерская ра­бота именно игра Полины Смыковской в этом фильме. И самый лучший звук. Хотя есть понимание, что не проду­ман интерьер съемочной квартиры. И нет итога - все уми­рают, а никого не жаль. Чтобы исправлять нравы, надобно сперва их смягчить. Для смягчения сердца зрителя хоть на 5 секунд выжать сентиментальность и дать надежду на свет. Если в художественном произведении нет рецепта лучшей участи, то это репортаж. Режиссер Вадим Валиуллин - ху­дожник, видящий наше время и уделяющий пристальное внимание всем аспектам работы при кинопроизводстве, и хорошо было бы в следующих его фильмах увидеть глубо­кое осмысление путей, - различных путей, которые мо­жет выбрать современный человек для своей жизни.

Чтобы преобразовывать реальность, надо эту реаль­ность сегодняшнюю сначала увидеть, возможно, с по­мощью искусства. Возможно, с помощью молодого кино Башкортостана.#живопись #уфа #чтение #книга