Найти тему
Международный Инь-Ян

Почему США уходят из Сирии?

Что случилось?

На прошедшей неделе, 19 декабря, Президент США Дональд Трамп заявил, что США победили Исламское государство[*] в Сирии. В тот же день официальный представитель Белого дома Сара Сандерс сообщила о начале выхода американских военных из страны. Это вызвало неоднозначную реакцию в стране, критику конгрессменов и отставки министра обороны Джеймса Мэттиса по кличке «Бешеный пес» и спецпредставителя Президента США по борьбе с ИГИЛ Бретта Макгурка.

Почему произошло?

Во-первых, оставаться в Сирии для США не только затратно и опасно, но и грозит ухудшением рейтинга и «потерей лица» на международной арене. Еще в августе 2018 года Постпред России в ООН Василий Небензя заявил, что более 96% территорий Сирии перешли под контроль властей благодаря поддержке ВКС РФ. И у многих в мире возникает вопрос: если это действительно так, то что там делают американцы, которых, кстати, никто в страну не приглашал? А теперь можно уйти с гордо поднятой головой, приписав себе все успехи в борьбе с терроризмом.

Во-вторых, уйдя с территории, легче снова разжечь угасающую войну в Сирии. По мере сужения пространства для действий исламистов, они оказываются во все более тесной близости с американцами. И тут либо с ними придется сражаться по-настоящему, а не в Твиттере, - а это значит лить воду на мельницу ненавистного Асада, либо объединиться с ними, сделав явной их тайную поддержку. Уйдя из страны, легче организовать любую провокацию против правительства и сирийской армии, а также против России и Ирана – она уже не будет ассоциироваться напрямую с США.

В-третьих, уходя из Сирии, США не собираются уходить из региона: у них достаточно сил по периметру для нанесения ударов по САР. Это авиабазы Инжирлик в Турции, Эль-Удейд в Катаре, база имени Шейха Исы в Бахрейне. К этому можно добавить самолеты и ракеты на кораблях Шестого флота США, контролирующего восточное Средиземноморье и базирующегося в Неаполе, а также Пятого флота США, контролирующего Персидский Залив и базирующегося в бахрейнской Манаме. Кроме того, США недавно построили военную базу на западе Ирака в провинции Анбар рядом с границей с Сирией, о чём на этой неделе сообщил новостной портал Akhbar Al Iraq.

В-четвертых, можно передоверить присутствие и боевые действия «меньшим братьям». Та же С. Сандерс пояснила, что «мы лишь возвращаем войска домой, чтобы перейти к следующей фазе кампании». Что это за фаза, никто не пояснил, однако Великобритания и Франция уже заявили, что не собираются выводить своих военных. Курируемые США отряды «умеренной оппозиции» также будут, видимо, получать помощь.

И в-пятых, выводя войска, Трамп делает шаг навстречу Турции. Основной камень преткновения межу ними – поддержка «на земле» со стороны США вооруженных формирований сирийских курдов. Для США это – главные союзники в Сирии, а для Турции – террористы, самим фактом своего существования угрожающие национальной безопасности и подающие дурной пример турецким курдам. Известно, что за несколько дней до громкого заявления Д. Трамп говорил по телефону с Р.Т. Эрдоганом, и это был непростой разговор. А Турция важна для США как форпост НАТО на Ближнем Востоке и как площадка под вышеупомянутую базу ВВС «Инжирлик». Кстати, вскоре после заявления об уходе из Сирии, Эрдоган заявил, что именно он повлиял на данное решение Трампа.

Хорошо или плохо?

С одной стороны, конечно, хорошо. Уход США снижает риски столкновения российских военных с американскими, что чревато непредсказуемыми последствиями. А за три последних года мы часто балансировали на грани подобных столкновений. Кроме того, уход американцев резко повышает шансы на политическое урегулирование конфликта.

С другой стороны, могут быть и минусы – у США возникает соблазн нанести удары по Сирии, не боясь подставить своих военных под ответный огонь. Тем более, что после обвинений Трампа со стороны внутриполитических противников в слабости, проявленной в Сирии, он может решиться поиграть мускулами. А уход Мэттиса с поста главы Пентагона может привести к большей авантюрности военных шагов США. Напомню, что перед ракетными ударами по Сирии 14 апреля 2018 года «Бешеный пес» был практически единственным трезвомыслящим политиком в окружении Трампа, отговаривавшим его от этих ударов.

Итог: Соединенные Штаты запутались в своей ближневосточной политике. Трудно бороться с террористами, подкармливая их и науськивая на политических противников. Нелегко договариваться с союзниками, которым не нравится откровенное давление гегемона. Упрощает ситуацию только то, что США - хозяева своего слова. Сами дают, сами берут обратно. Так было с Афганистаном и Ираком, из которого и Обама, и Трамп обещали вывести войска, а они и ныне там. Потому не будем верить всем громким заявлениям: не исключено, что следующий за Трампом президент США также пообещает вывод войск из Сирии, и получит за это авансом Нобелевскую премию мира.

[*] Террористическая организация, запрещенная в России