Найти тему

Как стать поэтом. Рекомендации с нуля.

Игорь Губеев

Поэтическое творческое объединение г. Бирска «7-ой маршрут» представляет собой сообщество молодых людей, любящих поэзию и сочиняющих стихи.

Предтечей объединения явился образовавшийся в 2006 г. литературный салон филологического факультета, на тот момент Бирской государственной социально-педа­гогической академии. Он возник по инициативе препода­вателей этого факультета Раисы Александровны Безруко­вой и Елены Анатольевны Бурцевой, выполнявших роль наставников для молодых авторов, которые в своей осно­ве были студентами вышеозначенного факультета. Людей со стороны было мало, и они являлись скорее исключе­нием, чем правилом. На собраниях салона ребята читали свои стихи и делились мнениями об услышанном.

Салон просуществовал в период с 2006 по 2015 гг. и яв­лялся единственной площадкой в городе, на которой мо­лодые поэты имели возможность продемонстрировать плоды своего творчества. И потому именно литератур­ный кружок филфака оказал огромное влияние на фор­мирование поэтического движения в г. Бирске, в том чис­ле на возникновение объединения «7-ой маршрут». Од­нако в 2015 г. салон прекратил свое существование: среди студентов поэты появлялись все реже, а прежний состав, окончив обучение в вузе, погрузился в пучину взрослой самостоятельной жизни.

Параллельно деятельности салона в ноябре 2014 г. воз­никло творческое объединение под первоначальным на­званием «ВДОХновение» (впоследствии переименован­ное в «7-ой маршрут»). Группа изначально состояла из трех человек: прежде всего это основатели объединения Александр Хватков и Валентина Юдина (Иванова) - вы­пускники филфака, участники литературного салона.

Александр Хватков по окончании вуза некоторое вре­мя колесил по стране в качестве менеджера детского ку­кольного театра, но в конце концов осел в г. Бирске, уст­роившись корреспондентом в газете «Победа». Валентина Юдина тоже уезжала из города и так же, как и Александр, через некоторое время вернулась. Возвращение в родные края произошло примерно в одно и то же время и, благо­даря этому обстоятельству, у ребят возникла совместная идея создать поэтическое объединение, в рамках которого они могли бы продолжить свою творческую деятельность.

В этот же период к ребятам присоединился еще один автор: Яна Савицкая - ученица средних классов, но уже сочиняющая умелые и очень талантливые стихи. Поз­накомились они во время выступления, проведенного Александром и Валентиной в школе № 7, где обучается Яна. Так как Яна сама сочиняет стихи, то она сразу же присоединилась к объединению и стала активным учас­тником проводимых им мероприятий.

На первом этапе своей деятельности ребята выступа­ли именно в таком составе: Александр, Валентина, Яна. Они читали стихи в школах, в доме ветеранов, в библи­отеках, т. е. вели довольно интенсивную творческую де­ятельность еще во времена заката литературного салона.

Если кратко описать основные черты творчества каж­дого из участников, то выглядеть это будет примерно так: Александр Хватков работает в классическом направлении. Его образцы - это вершина русской изящной словеснос­ти: Пушкин и Есенин. У Александра совершенный слух, мелодия его стихов, их ритмический рисунок безупреч­ны. Чувствуется хорошая школа, которую дает обучение на филфаке. В своем творчестве Александр затрагивает тематику, которая находит отклик в сердцах многих лю­дей: любовь к Родине, к матери, к девушке. Очень силен у Александра и социальный мотив: тема разрушения де­ревни, традиционных устоев и деградации культуры. Как поэт, Александр экстраверт: его поэтическое восприятие направлено вовне, он не зациклен на субъективных пере­живаниях, он воспевает мир окружающий - со всеми его отрицательными и положительными свойствами. У авто­ра имеется два стихотворных сборника, выпущенных еще в будущность его студентом: «Душой моей не ищется по­кой» и «Бродячий пес».

Александр, помимо поэтического таланта, облада­ет талантом менеджера и берет на себя львиную долю по организации мероприятий и продвижению творчест­ва объединения, в том числе и посредством привлечения средств массовой коммуникации.

Валентина Юдина (Иванова) - одна из самых инте­ресных и значимых девушек-поэтов нашего окружения, принадлежащих к молодому поколению. На стилистику ее стихов так же оказало свое благоприятное воздействие академическое образование. Ее поэтические учителя - Ахматова, Цветаева, Бродский. Преимущественно пишет на духовную тематику, обращается в своих стихотворе­ниях к теме любви, чувств, отношений. В ее стихах от­крывается поэт, тонко чувствующий мир, понимающий истинную хрупкость этого мира и очень трепетно к не­му относящийся. В ее творчестве значимое место зани­мают стихи, обращенные к Богу, что очень редко и нети­пично для современной поэзии, и потому они имеют осо­бую ценность. Идея искренней, бескорыстной и готовой на самопожертвование веры в Бога, в духовные идеалыпочему-то находится на периферии современной куль­турной жизни нашего общества. В 2008 г. Валентина вы­пустила сборник «Канатная плясунья».

Яна Савицкая на момент присоединения к объедине­нию училась в 8 классе. Несмотря на столь юный возраст, она хорошо владеет правилами стихосложения: у ее стихов плавный музыкальный ритм и дивный классический слог.

Многими признанно, что этот автор имеет очень вы­сокий потенциал, который уже и сейчас реализовывает себя вполне успешно. Яна сочиняет трогательные стихи, в которых присутствует здоровая дерзость подростка, бо­рющегося со своей скованностью, с давлением внешнего мира за свою внутреннюю свободу.

По словам самой Яны, она «стремится писать о чувс­тве прямо и точно, чтобы оно одно стояло в центре, а ос­тальное шло уже от него или вело к нему, не затемняя ху­дожественными средствами».

У Яны есть стихотворение, которое очень ярко харак­теризует ее как личность. Это стихотворение «Я стану ра­ботать фонарщицей», героиня которого стремится бес­корыстно делать людям добро - зажигать ночью фонари и хранить их покой, заранее зная, что когда люди про­снуться, то увидят вместо фонарщицы лишь «скульпту­ру фонаря» и равнодушно пройдут мимо. Самопожертво­вание ради блага других, смиренное служение людям, не требующее награды, кажется несвойственным для пред­ставителя молодого поколения, на которое часто вешают ярлык носителей клипового мышления, не способных на глубокие чувства и на сложную психологию.

Дарья Шишко появилась в объединении осенью 2015 г. - она пришла на поэтическое чтение, анонсиро­ванное как флешмоб в социальных сетях и стихийно про­веденное в развлекательном комплексе «Аврора». В на­стоящее время Дарья учится на факультете филологии и межкультурных коммуникаций и находится в состоянии активного саморазвития: пробелы в навыках стихосложе­ния вполне компенсируются свежестью, искренней не­посредственностью и душевной открытостью ее произве­дений, и потому ее стихи читаются с большим интересом. На поверхностный взгляд, лирический герой ее стихов это чуткий подросток, с тревогой и любопытством восприни­мающий окружающий мир. Наперекор всем трудностям и неприятностям он жаждет этот мир постичь и найти в нем свое место, свое предназначение. Несмотря на острое ре­агирование лирического героя на окружающую среду, на давление обстоятельств, стихи Дарьи преисполнены оп­тимизма, позитива и воли к победе, что говорит о силе ду­ха, о вере в собственные силы. В этом и заключается, на мой взгляд, самобытность внутреннего мира этого авто­ра: редкое сочетание мнимой хрупкости и всепреодолева­ющей настойчивости, скромности и отваги, болезненной рефлексии и жажды активной деятельности.

Александр Михайлов - самый недавний, но постоян­ный участник проекта, студент факультета биологии и хи­мии БФБашГУ. У него нет филологического образования, но при этом он сочиняет достаточно грамотные стихи, по наитию соблюдая в большинстве случаев все необходимые требования: чередует мужскую и женскую рифмы, выдер­живает равное количество слогов в рифмуемых строках. Стихи Александра Михайлова выражают взгляд молодо­го человека на различные стороны нашей жизни: челове­ческие взаимоотношения, поиски себя, философские раз­мышления, рефлексия. В его повествовательной манересодержатся элементы реалистического цинизма, с неко­торой долей саркастической иронии. В объединении он сравнительно недавно, но уже достаточно плотно влился в ряды молодых поэтов и активно участвует во всех мероп­риятиях, проводимых объединением, внося свою посиль­ную лепту в развитие творческой среды в нашем городе.

С течением времени к «7-му маршруту» присоединя­лись и другие молодые люди, занимающиеся сочинением стихов и песен. Но состав был текучим и непостоянным - люди приходили и по разным причинам выбывали из ак­тивного состава группы.

Стоит отметить наиболее значимых участников, вне­сших значительный вклад в деятельность объединения.

Лия Мурашкинцева во время выступлений произво­дит яркое впечатление за счет артистических способнос­тей, в ее выступлениях присутствует некая театрализо- ванность. Она умело создает сценический образ девушки, стремящейся к разрушению стереотипов, собственной зажатости, к покорению нового пространства для само­выражения; она обладает необходимой для этого отвагой, у нее отсутствует страх быть самой собой. Этот образ под­крепляется интонацией, жестами и, конечно же, содер­жанием стихов. Все в совокупности гипнотизирует зри­теля, слова становятся более весомыми, их смысл более роковым. Ее лирика привлекает своей открытостью, об­наженностью интимных переживаний, на демонстрацию которых может осмелиться далеко не каждый.

У Лии экспериментальная поэзия: очень сложный, прак­тически прозаический ритм, но при этом сильные, запоми­нающиеся образы. В ее стихах есть и рассуждения человека, много пережившего на своем пока еще коротком веку, есть и обнаженные нервы спонтанной эмоциональности. Лия улавливает тончайшие человеческие переживания, кото­рые она пытается осмыслить и сформулировать.

Надежда Баташева, как и многие ребята, тоже студен­тка филфака, 3 курс, участвовала в литературном салоне на закате его дней. Экстравагантная девушка с взрывной экспрессией, легкая на подъем и душа компании. Стихи же, в противовес характеру, - нежные и лиричные, ове­янные легкой дымкой меланхолии. Главное преимущес­тво ее стихов - нахождение очень удачных формулиро­вок, похожих по своей информативности на афоризмы: в лаконичном изложении она заключает глубокие мысли, идеи с богатым содержанием. Тематика стихотворений - философская лирика и любовные переживания молодой девушки, в ней чувствуется и надрыв, и некоторая доля светлой грусти осенних настроений. А ее лирическая ге­роиня ассоциируется, благодаря манере исполнения сти­хов, в сочетании с визуальным образом автора с герои­ней романсов Вертинского - экзальтированная светская львица эпохи Серебряного века, эстетствующая бунтарка с прогрессивными взглядами на жизнь.

Поэтическое творческое объединение г. Бирска «7-ой маршрут» дышит полной грудью, с оптимизмом смотрит в будущее и активно функционирует в сетях, в масс-медиа и в реальной жизни: проводит публичные чтения, привле­кает к творческой активности совсем юных, только начи­нающих авторов, взаимодействует с авторами из других городов и сел, приобретает с искренней радостью новых участников и друзей, а также является инициатором реги­онального Пушкинского фестиваля в г. Бирске, начало ко­торому было положено совсем недавно, в июне 2016 г. #литература #бирск #поэзия