Это выражение Николая Озерова, если кто помнит такого телекомментатора – вошедшее в цитаты, разошедшиеся по стране в начале 70-х, когда были проведены хоккейные суперсерии с канадцами…
– «Такой хоккей нам не нужен!» – об их грубости. Или не менее знаменитое, за что он по-моему на год был отстранен за матерщину, вырвавшуюся во время эфира: «Гол!.. (нет)!… Штанга!..» – по понятным причинам заменяю его «неопределенный артикль» словом «нет»…
Так вот – это же приходит на ум, когда звонит тебе близкий родственник и начинает рассказывать, что втихаря в регионе вовсе не «канадцы» начинают творить такое, что может случиться и социальный взрыв почище чечено-ингушского – поскольку если северяне что-то начнут, так уж точно доведут до конца…
Конечно, в связи с социальными переменами последних ста лет – многие этнически-религиозные связи были если не нарушены, то ослаблены, и нет той родо-племенной спайки, которая еще осталась характерна для Кавказа… Но в свое время – тяжесть и сила этих отношений была перенесена в область социальной справедливости, требование которой никуда не делось в простых людях, которых не надо бы проверять на прочность… А не то наши северяне, молчат-молчат, да потом молча и сделают, что посчитают нужным…
О чем речь? Оказывается, на границе двух областей втихаря задумали сделать крупнейшую чуть не в Европе свалку (об этом подробнее ниже в репортаже). Думали, что удастся как-то незаметно ее пропихнуть поближе к людям – дескать у вас на Севере и места побольше… И людей поменьше… Свалить так сказать проблему – с больной головы на здоровую, не только экологическую, конечно, но и социальную… И так уж Москва – отдельное государство с иными условиями проживания, так еще и напомнить всем – кто они в нынешней системе ценностей – никто… и звать никак…
Вообще-то проблема этих отношений существовала и раньше, когда из моего края сделали не «всероссийскую житницу и здравницу», а практически «всеобщую зону»… И дальше, в послерепрессионные времена – существовала подобная проблема. Например, наша река Печора, впадая в Ледовитый океан, в низовьях протекает по территории Архангельской области. И там какие-то умники поставили поперек реки железную сетку «для регулирования стада семги» (не той бестолковой норвежской, сублимированной, выращенной на ГМО и отходах, а настоящей, великолепной, царской рыбы) – практически уничтожив это стадо. При мне тогдашний глава Республики Юрий Алексеевич Спиридонов всерьез обсуждал проект, чего бы вы думали? Бомбежки! Этой самой сетки! Под видом борьбы с застрявшим ледоходом… Короче, как в «Месте встречи изменить нельзя»: «Наш пахан ихнего не глупее»…
Вы нам – сетку, мы вам – бомбежку… Реальную… У нас под Печорой стоял военный аэродром со стратегическими бомбардировщиками…
А не то дело дошло до того, что стадо семги настолько выродилось, что по исследованиям ихтиологов – самцы перестали спускаться в океан и нагуливать жир, а стали оставаться в верховьях, просто как носители молоки… Мелкие, никчемные… Местное население прозвало их «лохами», «лошками» – возможно, отсюда и всеобщее название пошло…
Конечно, до бомбежки дело не дошло, но сам факт показателен – насколько регионы еще в советско-постсоветском пространстве жили «до сэбэ»… А теперь-то и вовсе все усугубилось…
И снова здравствуйте! на тебе… – опять на границе что-то задумали… Не беспокоясь, что могут население довести вот до таких мыслей…
Второе, что связал мой родственник в этом кратком звонке с этой новостью о мусоре европейского масштаба – о том, что творят эти «канадцы» – так это то, что стали совсем прижимать население. Хотят запретить стирать в вечернее время, а чтобы это соблюдалось – ввести то ли надзор за стиральными машинками «полицию грязного белья» что ли, то ли вообще после 22 вечера электричество селянам просто отключать… Это на фоне «введения социальных норм потребления» и «пенсионной реформы», заметим в скобочках… То есть человек, несмотря на свой и так уж немолодой возраст – работает где может, в школе, еще где – приходит под ночь домой – и на тебе! Ни света, ни постирать… И доносики от соседей…
Короче, здравствуй, новый 1937 год!...
– Они что думают-то?! Что мы будем сидеть без света и нюхать чье-то г…но?! Угу, доиграются!… – вот итог звонка, относящегося, конечно, не к «канадцам», а к «кремлевцам». Последний звоночек… Доведут до кипения, после которого им ни «помощь зала», ни «звонок другу» уже не помогут…
Подтверждения? Эти две публикации:
Жителям Коми запретят стирать и убираться по ночам
Депутаты Госсовета республики рассмотрят на ближайшем заседании законопроект, который предусматривает нововведения в региональный закон «О тишине». В список запрещенных звуков по ночам хотят добавить шум стиральной машинки и пылесоса.
На заседании 20 сентября парламентарии рассмотрят изменения в закон «Обобеспечении тишины и покоя граждан на территории РеспубликиКоми». В документе планируют уточнить определения некоторых понятий, распространить закон на частные дома.
Также из-за обращений граждан предлагается расширить перечень действий(бездействий), нарушающих тишину и покой граждан. Так, нельзя будет использовать по ночам стиральные и сушильные машины и пылесосы. Помимо этого, от граждан поступали предложения штрафовать граждан еще и за лай собак, но в этот законопроект инициатива не вошла.
Напомним, закон «О тишине» был принят в Коми в 2016 году. Предварительно его широко обсуждали с общественностью. Нормативный актустановил двапериода времени, в течение которых нарушение тишины и покоя можетповлечь административную ответственность. Так, шуметь нельзя стало с 22:00до 07:00 в будни и с 22:00 до 09:00 в выходные и праздники в многоквартирных домах, общежитиях и гостиницах, вобразовательных и медорганизаций, санаторно-курортных, физкультурно-спортивныхорганизациях и организациях соцобслуживания, а также в жилых зонах, в томчисле дворах и на стоянках. И с 13:00 до 15:00 запретили делать ремонт, переустройства или перепланировки.
К нарушениям тишины и покоя отнесли: использованиезвуковоспроизводящих устройств и устройств звукоусиления; громкую речь, крики, свист, пение, игру на музыкальных инструментах и использованиепиротехники; ремонт; противоугонную сигнализацию.
Первое время закон «О тишине» называли неэффективным — слишком сложной была схема реализации его норм и наказания виновных. Но по итогам менее чем трех месяцев 2016 года только в Сыктывкаре было составлено больше 10 тыс. протоколов об административном правонарушении по «закон о тишине».
В 2017 году власти задумались над тем, как сделать норму еще более эффективной. Было принято решение передать все полномочия по его реализации полиции. Соответствующее соглашение было подписано междурегионом и МВД России и вступило в силу 25 апреля этого года.
(отсюда: https://www.bnkomi.ru/data/news/82723/)
«Полигон смерти». На границе с Коми ударными темпами строится самая крупная в России мусорная свалка
В районе железнодорожной станции Шиес (Архангельская область), в четырех километрах от границы с Коми, в круглосуточном режиме ведется строительство полигона по приему твердых бытовых отходов из Москвы.
Этой «стройки века» для властей и официальных СМИ как бы не существует. Так, глава Минприроды РК Роман Полшведкин, отвечая на запрос экологов Коми, заявил, что там проводятся «изыскательские работы».
Недавно на месте «изыскательских работ» побывал корреспондент «Трибуны» и убедился, что чиновники, мягко говоря, лукавят.
Режимный объект
Ближайший к станции Шиес населенный пункт — рабочий поселок Урдома (4 тысячи жителей). Расстояние между ними чуть больше 35 километров, но связи — практически никакой, поскольку нет надежной дороги. Есть ведомственная трасса, которую используют газовики, но чтобы на нее попасть, надо иметь на руках специальное разрешение. Впрочем, даже если у вас есть пропуск, это еще полдела, ведь по некоторым участкам дороги можно проехать только на вездеходе.
Тем не менее, жизнь в тамошних местах, как говорится, бьет ключом. Связь с «большой землей» осуществляется через железную дорогу.
Строящийся объект охраняется московским частным охранным предприятием «Гарант безопасности». Ее представитель в униформе черного цвета сразу же запросил у нас документы, потребовал сообщить цель визита и даже пригрозил вызвать полицию. После встречного вопроса: «Где заборы, где вывеска и, вообще, что вы тут охраняете?» чоповец «сдал назад» — ему пришлось нас пропустить. Судя по его переговорам по рации, нас сразу же взяли под плотную опеку.
Велено помалкивать
Мимо очередных чоповцев пройти было сложно, поскольку с железнодорожного полотна и спускаться особо некуда – кругом болотистая жижа. Чтобы вести хоть какие-то работы, москвичам пришлось порубить весь окрестный лес и выложить из него времянки. Возле одной из них нам удалось поговорить с двумя рабочими. Выяснилось, что здесь они находятся всего четвертый день, мало что знают и, вообще, им велено помалкивать. А в ста метрах от этого места мы увидели автомобиль с мобильной установкой для бурения скважин. Номер у машины московский. Впрочем, почти вся техника на Шиесе — с московскими номерами.
Две сотни рабочих живут здесь в спальных вагонах по четыре человека: двое работают — двое отдыхают. Есть своя столовая и даже полевая банька.
Откуда песочек?
Официально здесь никакого строительства не ведется. Речь идет об обустройстве территории для приема грузов. Сама территория находится в аренде до 2056 года у ОАО «Российские железные дороги», которое передало ее ООО «Технопарк», являющемуся дочерним предприятием государственного бюджетного учреждения Москвы «Автомобильные дороги». «Технопарк» получил грант на обустройство в районе станции Шиес площадки для складирования грузов в виде упаковок с твердыми бытовыми отходами.
На сегодняшний день в стадии завершения находится возведение вертолетной площадки. Даже сложно представить, сколько песка пришлось отсыпать, чтобы уложить к ней бетонные плиты.
Кстати, о песке. Жители Урдомы утверждают, что везут его с территории Коми. Правда, все близлежащие песчаные карьеры вычерпаны, а чтобы оформить новые, требуются разрешительные документы. Спрашивается: откуда песочек? Неужели добывают его нелегально?
В районе Шиеса была незаконно произведена вырубка леса (проплешины уходят куда-то за горизонт), даже уголовное дело возбудили. Однако, судя по действиям местных правоохранителей, которые зачем-то материалы дела передали своим коллегам из Усть-Вымского района Коми, у них нет никакой заинтересованности докопаться до истины. Хотя она — прямо под ногами в виде времянок и переработанной щепы, используемой «Технопарком» для обустройства территории.
Чушь не уместна
На редких встречах с местными жителями чиновники заявляют, что на Шиесе все под контролем. И если начнутся какие-то строительные работы, то только после соответствующих закону процедур, включающих общественные слушания. Но нести такую чушь здесь, на Шиесе, где уже вовсю работает тяжелая техника, в принципе неуместно. И москвичи прямо признают — ведется подготовка к возведению мусороперерабатывающего завода. Правда, с уточнением — «предположительно».
Мусороперерабатывающие производства планировалось наладить в Московской области еще три года назад, но ничего не вышло. Нет в России эффективных технологий по переработке мусора, импортные стоят дорого, а сейчас, в условиях международных санкций, они становятся недоступными.
Вот и выходит, что у нас проще травить воду, землю и воздух, чем создавать собственные экологически безопасные технологии по утилизации отходов.
После «мусорных бунтов» в Подмосковье, о которых узнала вся страна, решили, видимо, не рисковать. Для будущего полигона нашли глухой северный уголок, который не жалко загадить. При этом выбрали место на болотах, а значит, теоретически вся отрава со свалки может через северные реки попасть в Баренцево море, а оттуда — в страны Скандинавии.Кстати, бытует почти анекдотическая версия о том, что опасный полигон с московским мусором первоначально планировалось создать в Удорском районе Коми. Однако в последний перед принятием решения момент федеральные чиновники якобы перепутали Удору с Урдомой…
Эшелоны с мусором
Москвичи, видимо, рассчитывали, что жители затюканной северной глубинки будут покорно молчать. Но уже в августе в Урдоме появился «очаг сопротивления». Каждый день местные активисты из разных источников узнают все больше пугающей информации.
На сегодняшний день территория самого большого действующего мусорного полигона в России занимает 90 гектаров. Возводятся и более крупные — 1,4 и 1,8 тысячи гектара. Но полигон в Шиесе вообще другого уровня — его планируется разместить на территории в 5 тысяч гектаров! Чтобы было понятно, о каких «просторах» идет речь, уточним, что это примерно треть территории, которую занимает Сыктывкар, включая пригородные поселки и Эжвинский район. К Шиесу уже тянут линию электропередачи, где строящийся «объект» будет потреблять электричества в семь раз больше, чем сейчас необходимо для нужд всей Урдомы.
От Шиеса нет нормальной дороги, и строить ее никто не собирается. Поэтому миллионы тонн груза, которые туда будут завозиться, там и останутся. Самому же Шиесу связь с внешним миром в принципе не нужна — хватит и вертолетной площадки.
Для наглядности урдомские активисты прямо на бумаге нарисовали, как будет выглядеть «полигон смерти». Ежедневно на станцию Шиес планируется подвозить по пять эшелонов с мусором, а это без малого 250 вагонов, и закапывать его в глубокие траншеи, которые будут располагаться параллельно друг другу. Проблему с заболоченной местностью планируется решить кардинально, то есть осушить местные болота, а вместе с ними лишить подпитки многочисленные лесные речушки и главную водную артерию — Вычегду.
Но есть еще и гораздо худший вариант. Москвичи для начала (то есть год-два, а там посмотрят) намерены складировать мусор прямо под открытым небом на обустраиваемых сейчас огромных площадках. А в России, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.
Реальная угроза
Территория Шиеса с 2004 года является частью муниципального образования «Урдома». Чтобы вести здесь какие-то работы, требуется разрешение депутатов. Но его никто получить не торопится, да это и невозможно — все депутаты Совета Урдомы, несмотря на свою партийную принадлежность, выступают против полигона.
Урдомчане направили в разные инстанции, включая Президента РФ Владимира Путина, более 80 тревожных писем с просьбой разобраться с их проблемами. В ответ — одни отписки.
А тем временем Архангельская область получает в дар от Москвы 50 автобусов. Это с какого такого перепугу? Урдомчане понимают, что раз напрямую до Архангельска 500 километров, то замаячившие серьезные экологические проблемы тамошних жителей не коснутся, поэтому и выторговывают чиновники какие-то преференции у богатой столицы. Удивляет местных жителей и тот факт, что их ближайшие соседи из Коми почти не реагируют на экологическую угрозу. И вместо того, чтобы бить тревогу, депутаты Госсовета республики горячо обсуждают какие-то мелкие вопросы, например, законопроект о запрете стирки в ночное время…
Поставят перед фактом
Мусорный полигон в Шиесе (от него до Сыктывкара напрямую всего 95 км) может негативно повлиять на экологию всех южных районов Коми. Усилится отток населения, резко упадут цены на жилье, сбор дикоросов станет занятием, опасным для здоровья. По сути, Сыктывкар как самый крупный город в этой части страны станет «подбрюшьем» главной российской свалки.
Виктор Вишневецкий, помощник депутата Госсовета Коми Олега Михайлова, находится на постоянной связи с инициативной группой Урдомы. По мнению Вишневецкого, ждать, пока официально будет заявлено о начале завоза первых партий мусора на станцию Шиес, — значит, играть на руку московским коммунальщикам, которые попросту оттягивают время, чтобы затем поставить общественность перед фактом. Заказчики, которые действуют незаконными методами, не любят шума, поэтому тему Шиеса для начала надо поднять на ближайших сессиях Госсовета Коми и всех муниципальных образований, находящихся рядом с Ленским районом Архангельской области.
Сергей МОРОХИН.
источник: https://yuri-ekishev.livejournal.com/38678.html