Илина ВАХИТОВА, продюсер
Ничто так не угнетает, как правда жизни, выведенная на экран. Режиссер таких культовых картин, как «Собачья жизнь» и «Мастер и Маргарита», Владимир Бортко показал в своем новом фильме с незамысловатым, и прямо скажем – чеховским, названием «О любви» мрачную безысходность этого возвышенного чувства.
О фильме В. Бортко «О любви» Главная героиня фильма, Нина (Анна Чиповская), поведением и характером напоминает Анастейшу Стил из эротического романа Э.Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого», прообразом которой, в свою очередь, послужила Белла Свон из романа «Сумерки» Стефани Майер, – то есть нам представлен стереотипный персонаж, который быстро читается средним зрителем. Она – худая, скромная девушка с каштановыми волосами, с верой в искреннюю любовь и со странной привычкой постоянно закусывать нижнюю губу. Проще и быть не может. По сюжету Нина замужем за бедным преподавателем китайского языка (Алексей Чадов) и считает, что верность и смирение в отношениях есть настоящая любовь. С этим чувством она и живет, пока не встречает успешного бизнесмена – банкира Сергея (Дмитрий Певцов), эдакого местного русского Кристиана Грея, который кажется принцем на белом мер-седесе. Он устраивает для девушки шикарные романтические вечера, влюбляет ее в себя. Но оказывается, что его намерения не соответствуют представлениям Нины о благородном принце. Он предлагает ей статус личной «девушки по вызову». И на этом параллель между двумя эротическими мелодрамами заканчивается и начинается жестокая, суровая правда жизни, которую так любят демонстрировать в российском кинематографе. Если в «Пятидесяти оттенках серого» у Кристиана проявились искренние чувства к главной героине, и он старался стать лучше ради их зарождающейся любви, то у нашего русского Грея все происходит в точности до наоборот: к концу фильма его абсолютно не интересуют романтические отношения.
На фестивале «Виват кино России!», состоявшемся в кинотеатре «Москва», перед началом показа фильма «О любви», Владимир Бортко поднялся на сцену и поведал зрителю основную идею, которую он заложил в свое «детище». Оказывается, что это кино о сильных женщинах и слабых мужчинах. Я думаю, это довольно бедная идея для того, чтобы фильм состоялся. К тому же она не особо и реализована. Кого из героинь можно назвать сильной? Нину? Которая за квартиру, за обеспеченную жизнь откровенно продает себя подвернувшемуся нуворишу? Жену Сергея, на долю которой выпали испытания, связанные с изменой мужа? А куда она денется, если подумать? Без денег Сергея она ничего не стоит. В чем сила, брат? Я бы сказала, что, скорее, это фильм о слабых женщинах и слабых мужчинах, и именно поэтому в картине нет героя, интересного зрителю. Нет настоящих страстей, нет борьбы за то, чтобы противостоять сложившимся ситуациям. Никто не разорился из-за любви, не покончил с собой. Герой схватился за нож и никого не зарезал и т.п.
Анна Чиповская сыграла прекрасно. Практически во всех сценах, кроме тех моментов, когда пыталась изобразить внутреннюю борьбу. А с этим в фильме полный перебор: все герои попеременно мучаются и страдают, а брошенные мужья и жены «бухают по-черному». Бездарна сцена с больным ребенком. Неужели нельзя было придумать что-нибудь пооригинальнее? И абсолютно ненужная собака для гуляния, появившаяся лишь в одной сцене. Чего не хватило? Не хватило новизны, подобные истории уже тысячи раз были, и на памяти более талантливые картины. К примеру, «Осенний марафон» Георгия Данелия или «Зимняя вишня» Игоря Масленникова (не сериал, а самый первый фильм с «правильной» концовкой). Пресно и нудно. Постельные сцены и пошлости не спасают.
Абсолютно не оправдана роль замечательного актера Александра Лыкова, играющего друга и коллегу Сергея. Эта фигура бессмысленна, ее назначение лишь в том, чтобы обратить внимание главного героя на красивую девочку и произнести пошлый монолог о фекалиях на горной лыжной трассе. Он статичен: приударил бы за Ниной, что ли, Сережа бы с ним подрался и прогнал с высокооплачиваемой работы. Ну как в «Красотке» с Ричар-дом Гиром, помните?
При всем уважении к работе артистов, да и режиссера, получилась фанера, то есть лубок. Сценарист предложил зрителю любовный четырехугольник, или даже пяти-, если учесть Лару – подругу Нины. Странно, почему друг Сережи в конце фильма не оказался с его женой? Раз уж начали профанировать, надо было довести до маразма.
По большому счету, подкачал именно сценарный материал, и это означает одно: если сценария нет, если нет драматургии, то все остальное не спасает. Нет ни одной сцены, где зритель мог бы посмеяться или поплакать, которую захотелось бы поместить на своей страничке ВКонтак-те, ни одной фразы, которая бы запомнилась, которую бы повторила при встрече с друзьями. Ну не «Больно, Петя» же? А эта фраза вообще вызвала ненужную реакцию – опять шаблон. Старо, затерто, банально.
#кино #литература