Кругобайкальская железная дорога. Чуть-чуть исторической справки.
В настоящее время под этим термином подразумевается участок тупиковой железной дороге от порта Байкал на севере до посёлка Култук на юге. Дорога прорублена вдоль Байкала берега и изобилует огромным количеством мостов и тоннелей. До ёё постройки на этом участке не было даже пешей тропы. Ветка являлась частью транссибирской магистрали 1905 - 1949. С 1952 тупик, а сейчас используется в основном в туристических целях.
Байкал был одной из главных преград на пути строительства Транссиба. Ранее вагоны доставлялись паромами на другой берег через озеро Байкал. Байкал со всех сторон окружен горами. На момент строительства паровозы были слабые и не могли тащить тяжелые составы высоко в гору. Поэтому из всех возможных вариантов строительства железной дороги был выбран вариант проложить дорогу от Иркутска вдоль левого берега Ангары, а затем западным берегом Байкала на юг и далее огибая озеро. Участок от станции Байкал до станции Мысовая оставался последним недостроенным элементом Транссиба на всём его протяжении. Он же оказался самым сложным. Изначально планировалось построить 19 тоннелей, а в итоге их стало 39. Отвесные скалы вдоль берега Байкала на этом участке достигали высоты до 400м. Строительство началось 1899, а в постоянную эксплуатацию дорога була принята в 1905. На достройку дороги в двухпутном варианте ушло ещё 10 лет.
После Великой Отечественной войны построили новый участок через Олхинское плато. А старый старый потерял своё значение и стал дублёром. А в 1956 году запускают Иркутскую ГЭС. Водохранилищем ГЭС является Ангара, уровень которой поднялся. В результате участок ЖД от Иркутска до порта Байкал был затоплен. Через какое-то время вторую клею разобрали.
В рамках своего путешествия на восток, я прошагал по КБЖД 20 км в первый день. Отвесные скалы, туннели, виадуки. Виадуки - это отдельная тема! Каменноарочные, как будто средневековые мосты, первого этапа строительства соседствуют с более новыми железобетонными.
Второй день был пасмурный. По Байкалу шла волна. Отдельным квестом было сходить набрать воды не замочив ноги. Со слов местных в этом году вода в озере особенно холодная. Совсем неожиданно вдоль берега прошла байдарка. В такую погоду, в такую волну нет ни чего страшного чтобы идти по морю, большую опасность представляют моменты отхода и причаливания к берегу. Около берега волна особенно сильная.
Тоннели сложены из камня, добытого тут же. При строительстве из множества возможных тоннелей тут применено 2 - со сферическим и параболическими сводами. Многие тоннели имеют свои имена: Половинный, Толстый, Шумихинский, Каторжанский.
Часть пути я проехал на пригородном поезде Матане, часть пешком, пройдя в общей сложности больше 40 км. Этот поезд ходит раз в 2 дня с медленной скоростью, останавливаясь на всех станциях. Билет стоит около 100 р. Матаня летом от порта Байкал до Слюдянки ходит ночью. Пришлось проснуться в 3 часа, собрать палатку и остальное время досыпать уже в поезде.
По пути встретил туристов из Карелии. Вообще встретить русских из других регионов тут не просто. Основная же масса туристов - это китайцы. Путешествуют по железной дороге они вот на таких поездах:
Железнодорожный вокзал на станции Слюдянка. Полностью построен из белого мрамора, добытого тут же. Является уникальным и единственным таким вокзалом на территории России.
Продолжение: 200 км на байдарке по Байкалу.