6 декабря не такого уж далёкого 1996 года ООН с невиданной для себя оперативностью распорядится – завтра празднуем Международный день гражданской авиации!.. (International Civil Aviation Day. …Возможно, дело в том, что ООНовская же Международная организация гражданской авиации, никого не спрашивая, начала отмечать ещё в 1994-м).
…История авиации, как таковой, весьма интересна – и крайне запутанна. (Ясно одно: на пресловутые виманы нашим отдалённым предкам оставалось глазеть с боязливым почтением – ну, и сочинять поэмы… Первые попытки оторваться от земли будут сделаны только тысячи лет спустя – но примотанные к рукам крылья, похоже, смогли поднять только Икара… да и то ненадолго. Буквально вчера – то есть, в конце XVIII века – появятся аэростаты; а веком спустя – более-менее управляемые планеры и первые аппараты тяжелее воздуха (но работали они на пару, и, в случае успеха, могли преодолеть, от силы, пару десятков метров…)
…Прогресс станет очевиден после появления бензинового двигателя. Принято считать, что первыми были братья Райт – в 1903 году они за двенадцать секунд преодолеют на своём «Wright Flyer» целых тридцать шесть с половиной метров!.. (Правда, есть сведения, что Райтов на пару лет опередит некий янки из Коннектикута Уайтхед – причём он поднимется на пятнадцать метров, и пролетит восемьсот!.. Однако, от этого достижения не останется ничего, кроме зарисовок и клятвенных заверений свидетелей – а братья предусмотрительно позовут фотографа. (Кстати, они несколько лет будут утаивать свои успехи от широкой общественности, оформляя патенты и заключая контракты).
…Зато бесспорно, что первого в истории пассажира прокатят именно Райты!.. (В 1908 году счастливчиком станет их помощник Чарли Фёрнас). Выйдет так, что они же первого и угробят... (В том же 1908-м не повезёт Томасу Селфриджу – это, кстати, был инспекционный полёт; лейтенант представлял американскую армию. У «Флайера» раскололся двигатель, и машина рухнет с 30-метровой высоты; Орвилл Райт серьёзно покалечится, но останется жив).
...Упомянем, что первой женщиной-пассажиркой станет некая Тереза Пелтье (дело было во Франции – и тоже в 1908-м). Некоторые источники утверждают, что в 1911-м французский же конструктор Луи Бреге перевёз десять человек – но, на удивление, собственно биография пилота о такой сенсации умалчивает. …А двумя годами позже появится «Русский витязь» Сикорского – его иногда называют прообразом пассажирских лайнеров, но, на самом деле, этот гигант с 27-метровым размахом крыльев был разведчиком… (Кстати, недолго – вскоре самолёт повредят на стоянке, и конструктор займётся «Ильём Муромцем». «Витязь» мог взять на борт семь человек, включая экипаж).
…Что касается настоящей пассажирской авиации, то здесь приоритет обычно отдают компании из Санкт-Петербурга (того, который во Флориде) – в 1914 году она начала регулярные полёты в Тампу (в той же Флориде) – причём первым пассажиром станет местный мэр – градоначальник не поскупился, и урвал на аукционе билет за четыреста баксов (остальные шли уже по пятёрке).
P.S. А что у нас?.. В 1922 году начнутся полёты из Москвы в пока ещё германский Кёнигсберг. (Позже маршрут продлят до Берлина – совместное предприятие называлось «Deruluft» – то есть «Deutsch-Russische Luftverkehrs»; однажды одному из его «Фоккеров» выпадет честь везти самого Есенина с Айседорой Дункан). А уже в 1923-м будет принято постановление «Об организации Совета по гражданской авиации» – потому день рождения отечественного воздушного флота мы отмечаем 9 февраля. Буквально через месяц будет учреждено АО «Добролёт» (с первоначальным капиталом в два миллиона золотых рублей!) Ещё через несколько месяцев начнутся регулярные полёты по первому внутреннему маршруту: «Москва – Нижний Новгород». А в 1932 году появится «Аэрофлот»… Впрочем, это – совсем другая история.