Ведущие отечественные системные интеграторы формируют подразделения, ориентированные на разработки в перспективной области.
На очередном заседании комитета по мониторингу развития ИТ-индустрии Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, обсуждались перспективы выхода российских ИТ-компаний на новые рынки — в частности, на рынок решений на базе технологий искусственного интеллекта.
Кирилл Корнильев, руководитель комитета и вице-президент IBM, отметил, что, по данным исследования 2017 IBM/Oxford Economics Global C-suite Study, около двух третей респондентов — ими стали менеджеры высшего звена — рассматривают технологии в качестве эффективных инструментов дальнейшего роста бизнеса. Результаты исследования свидетельствуют также о намерении почти 70% представителей опрошенных компаний в разных странах мира кардинально расширить портфель продуктов и услуг за счет внедрения широкого спектра инноваций.
Среди основных стимулов для инвестиций европейских компаний в ИТ в период с 2017-го по 2019 год аналитики Frost & Sullivan называют повышение эффективности деятельности, выход на новые рынки и стремление к инновациям. Внедрение технологий искусственного интеллекта обеспечит к 2030 году, по их расчетам, прирост оборота компаний различных стран на 15,7 трлн долл. (из них 10,7 трлн придется на компании США и Китая).
Как отметил Илья Калагин, руководитель центра когнитивных технологий компании «Ай-Теко», искусственный интеллект — это современное направление, в котором используются достижения математики, информатики, лингвистики, биологии и ряда других дисциплин для решения задач, ранее требующих непременного участия людей.
По его мнению, что методы искусственного интеллекта можно применять в настоящее время в самых различных областях, среди основных областей их применения — обработка естественного языка (Natural Language Processing, NLP), речевые технологии, видеоаналитика и прогнозная аналитика.
Технологии NLP, к примеру, позволяют использовать для общения с клиентами интеллектуальные чат-боты, анализировать документы и письма, формировать данные для систем поддержки принятия решений, а также генерировать текстовую информацию.
Одним из популярных направлений становится классификация обращений и их дальнейшая маршрутизация – от запросов в службы технической поддержки до заявлений в госучреждения, которые содержат текстовую и графическую информацию.
В настоящее время многие системы электронного документооборота уже имеют интеллектуальные платформы для обработки подобных данных. Созданы также решения, которые способны формировать первую линию технической поддержки на основе обработки текстов и скриншотов.
«Опыт ‘Ай-Теко’, наших партнеров и конкурентов показывает, что внедрение таких систем дает возможность оптимизировать штаты и направлять сотрудников на решение более серьезных задач», — отметил Калагин.
Выяснилось также, что подобные системы нужны не только крупным организациям, как ранее полагали их разработчики, но и небольшим компаниям с сотней сотрудников, которые могли бы арендовать такие услуги, предоставляемые на основе облачных сервисов.
Видеоаналитика, добившаяся в последнее время значительных успехов, начинает активно внедряться в производство наряду с машинным зрением. Сегодня, по словам Калагина, с помощью автоматизированных систем можно отслеживать перемещение готовой продукции, следить за соблюдением правил техники безопасности, а также находить неисправности деталей, обнаруживая бесконтактным способом их дефекты.
Но для какой бы области ни создавалась система на основе технологий искусственного интеллекта, для построения полноценного решения требуется провести детальный анализ ситуации, разработать техническое задание и обеспечить сбор необходимого для этого количества данных.
Тем не менее, подчеркнул Корнильев, искусственный интеллект следует внедрять только там, где он действительно нужен, иначе можно получить систему «искусственной глупости» (Artificial Stupidity), неспособную адекватно выполнять поставленные перед ней задачи.
Аналитики оценивают в 2018 году объем рынка машинного обучения в странах Центральной и Восточной Европы, включая Россию, более чем в 150 млн долл., что, по мнению Корнильева, делает его вполне привлекательным для ИТ-компаний.
В то же время в IDC ожидают, что в 2018 году объем мирового рынка когнитивных систем и решений в области искусственного интеллекта достигнет 24 млрд долл., а в 2022 году превысит 76 млрд. Аналитики, в частности, полагают, что компании, внедряющие подобные технологии, улучшают финансовые показатели и получают конкурентные преимущества в областях их деятельности.
Согласно оценкам рабочей группы по искусственному интеллекту подкомитета по цифровой экономике РСПП и компании «Цифра», отечественный рынок искусственного интеллекта для промышленных приложений достигнет к 2021 году 380 млн долл.
В компании PricewaterhouseCoopers установили, что только немногим более трети российских организаций инвестировали в 2017 году в технологии искусственного интеллекта, и ожидают рост этого показателя до 74% к 2020 году.
Эксперты госпрограммы «Цифровая экономика», согласно опубликованным данным, предложили сформировать федеральное агентство по робототехнике и искусственному интеллекту, а также учредить пост вице-премьера по данному направлению.
«Искусственный интеллект, который еще только вступает на путь практического применения, стимулирует рост квалификации сотрудников ИТ-компаний, позволяет разрабатывать собственные продукты и решения. Ведущие интеграторы создают подразделения, ориентированные на такие разработки, и намерены активно внедрять их в отечественную экономику», — резюмировал Калагин.