У женщин в среднем возрасте наблюдается недостаток антистрессового гормона. Если мужчины не понимают их потребности в небольших знаках внимания, необходимых, чтобы справляться со стрессами современной жизни, уровень окситоцина у женщины падает, а стресс продолжает накапливаться.
Последствия не остаются незамеченными. Надпочечникам приходится работать в режиме перегрузки. И вот наступает менопауза, функция яичников угасает, а надпочечники недостаточно сильны, чтобы вырабатывать необходимое количество эстрогена. Без этого гормона даже повышенное романтическое внимание со стороны партнера или чудесное общение не помогут снять стресс.
Новые исследования показали: чтобы окситоцин благополучно выполнял свою антистрессовую функцию, у женщины должно быть достаточно эстрогена. Он чрезвычайно важен для выработки окситоцина. Если эти два гормона не выполняют предписанной функции, у женщины накапливается недовольство, она чувствует себя несчастной.
Когда надпочечники «устали» и не в состоянии выделять необходимое количество эстрогена, обеспечивающего выработку окситоцина, даже самые незначительные негативные факторы могут сильно испортить женщине настроение. Поддержки, которой раньше хватало для восстановления окситоцина, уже недостаточно. Испытанные методы больше не помогают.
Вот тут гормональные изменения середины жизни начинают негативно сказываться на личных отношениях. Как правило, поведение женщины, у которой начался климакс, ставит мужчину в тупик. Вдруг ее перестает удовлетворять то, что он для нее делает, хотя для него ничего не изменилось, кроме ее реакции.
Я часто слышу от мужчин, чьи жены переживают фазу менопаузы: «Что бы я ни делал, она все равно недовольна!» Говоря это, он сдается — я почти вижу, как у него опускаются руки.
Его разочарование только ухудшает ситуацию. Мужчина столкнулся с проблемой, которую не может решить, а это значительно снижает у него уровень тестостерона. В то же время его отстраненность создает проблему для женщины — и она пытается ее решить, что повышает уровень тестостерона в ее организме и никак не поднимает до нужной отметки количество окситоцина, который помог бы ей расслабиться.
Но есть и другой сценарий развития событий — она махнет рукой на их отношения и отстранится, будет функционировать абсолютно независимо, а это тоже повышает уровень тестостерона у нее и снижает у него. Увеличенное количество тестостерона у женщины также подавляет способность надпочечников производить эстроген, а значит, его не будет хватать для выработки антистрессового окситоцина.
В этом случае дистанцирование партнеров провоцирует преждевременное старение. Возможно, в доме станет спокойнее, но и у нее, и у него неизбежно дальнейшее развитие гормонального дисбаланса.
По мере того как количество гормонов радости уменьшается, партнеры среднего возраста замечают, как в их отношениях остается все меньше любви и взаимного интереса. Мужчину с пониженным содержанием тестостерона уже почти совсем не волнует, что говорит его жена, ему не нужна романтика, он не желает помогать по дому. Вместе с тем женщине все сложнее справляться с напряжением.
Главным стимулятором выработки окситоцина в ее организме была его любовь и интерес. Без его поддержки она постоянно испытывает стресс. В тридцать — сорок лет ее яичники выделяли много эстрогена.
Находясь в детородном возрасте, несмотря на уставшие, работающие на износ надпочечники, женский организм вырабатывает достаточное количество эстрогена для того, чтобы образовывался необходимый антистрессовый окситоцин. Но в среднем возрасте ситуация меняется.
Когда яичники вдруг прекращают продуцировать эстроген, у женщины резко возрастает уровень стресса, отсюда и резкие колебания настроения, особенно в личной жизни. Уже нет тех отношений, которые раньше стимулировали выработку столь нужного окситоцина.
Она чувствует себя брошенной и несчастной, ей никто не может помочь, она обижена и измождена. И тут увеличивается количество кортизола, отчего ситуация только ухудшается.
Повышенный уровень гормона стресса активизирует ее эмоциональную память. Теперь она вспоминает все хорошее, что сделала для своего мужчины за годы их совместной жизни, и при этом не ощущает никакой признательности за то, что сделал для нее он. Она может однажды проснуться и сказать себе: «Я все время отдавала и отдавала — не получая ничего взамен».