В Москве уже несколько лет не строят велоинфрастуктуру, но департаменту транспорта всё ещё кажется, что ему есть, чем гордится. Давайте разберем, каковы на самом деле его достижения.
Наверняка вы встречали людей, которые уверены, что велосипедистам везде у нас дорога: Москва давно и плотно опутана сетью велодорог, а велопрокат дотянулся чуть ли не до Мытищ. Эти люди не ездят на велосипеде, зато читают и смотрят новости. Департамент транспорта давно забил на развитие велоинфрастуктуры, зато отлично занимается пропагандой своих вымышленных достижений. Очередная порция фантазий опубликована на официальном сайте транспортного комплекса Москвы.
700 КМ “ИНВАЛИДНЫХ” ВЕЛОДОРОЖЕК
Вы будете смеяться, но дептранс снова заявляет, что в Москве целых 773 км “велодорожек и велополос”, вот этими самыми словами. Мы уже выяснили (путем переписки с чиновниками), что эта “велоинфраструктура” на две трети состоит из выделенных полос для автобусов, но департамент гнёт свою линию.
УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ВЫДЕЛЕНКИ — ЭТО И ЕСТЬ ВЕЛОИНФРАСТРУКТУРА, ВСЁ РАВНО, ЧТО ПРИЗНАТЬ КОСТЫЛЬ НАСТОЯЩЕЙ НОГОЙ.
Вы спросите, а в чем разница? Предположим, кто-то сломал ногу и временно ходит с костылём — пока нога не заживет. Для городов, которые хотят развивать велотранспорт, но ещё не успели построить достаточное количество велодорожек, автобусные выделенки тоже служат костылём — это тоже временное явление. Утверждать, что выделенки — это и есть велоинфраструктура, всё равно, что признать костыль настоящей ногой.
Да, хорошо, что по выделенкам можно ездить на велосипеде. Но ведь и по обычным улицам тоже можно. Поэтому глава проекта Let’s bike it! Вова Кумов предлагает дептрансу не стесняться и посчитать за велоинфрастуктуру всю уличную сеть Москвы. А ведущий телеграм-канала “Будь я главой дептранса” Данила Баев, наоборот, считает, что велоинфрастуктуру надо мерить не километрами, а перекрёстками, потому что это самое опасное и некомфортное место для передвижения на велосипеде. По его оценкам, по-настоящему безопасных велоперекрестков в городе всего два — у метро Кропоткинская и на Никитских воротах.
14 ТЫСЯЧ ДЕКОРАТИВНЫХ ВЕЛОПАРКОВОК
Велопарковки очень нужны — об этом говорит огромное количество велосипедов, привязанных к московским столбам и заборам. Они же говорят о том, что тысячи дептрансовских велопарковок стоят где-то не там, где нужно. Чаще всего их ставят в рамках программы благоустройства “Моя улица”, которая осуществляется силами департамента капитального ремонта. Сотрудники этого ведомства, судя по всему, считают велопарковку декоративным элементом, поэтому ставят их не там, где нужно, а там, где красиво.
В результате мы имеем частокол велопарковок на Новодевичьей набережной и по три велопарковки у каждого люксового магазина на Петровке, но оставить велосипед в большинстве московских дворов по-прежнему негде.
САМЫЙ ДЕФИЦИТНЫЙ ВЕЛОПРОКАТ В ЕВРОПЕ
Эффективность городского велопроката можно оценивать по-разному. В Лондоне, например, стараются сделать так, чтобы на каждой станции всегда был хотя бы один свободный велосипед или одно свободное место. Вероятность, что вы не столкнетесь с абсолютно пустой или, наоборот, целиком забитой станцией растёт там год от года и подбирается к 100 процентам. Ведется ли такая статистика по Велобайку — неизвестно.
В ЛОНДОНЕ СТАРАЮТСЯ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ НА КАЖДОЙ СТАНЦИИ ВСЕГДА БЫЛ ХОТЯ БЫ ОДИН СВОБОДНЫЙ ВЕЛОСИПЕД
Есть также такой простой критерий как количество станций и велосипедов. Нью-йоркский Citibike имеет в своём распоряжении 750 станций и 12 000 велосипедов — против 430 станций и 4 300 велосипедов у “Велобайка”. Хотя запустились они в один год с разницей всего в несколько месяцев.
Но всё равно дептранс считает возможным крупным шрифтом сообщить, что он “номер один в Европе” — по количеству поездок на один велосипед (об этом сообщается уже буковками помельче). Скажем прямо: это очень странный повод для гордости. Скорее, показатель того, что велосипеды в дефиците, и сеть растёт не так быстро, как следует. Это также показатель высокого спроса на велотранспорт — что не мешает дептрансу аргументировать отказ от развития велоинфрастуктуры “отсутствием запроса”.
НЕВИДИМЫЕ ВЕЛОДОРОЖКИ “МОЕЙ УЛИЦЫ”
Дептранс обогащает московскую велоинфрастуктуру автобусными полосами, но не спешит строить настоящие велодорожки. Зато постоянно их “закладывает” — в рамках благоустройства по программе “Моя улица”, и считает возможным этим хвастаться. Вот еще один пример из жизни: вы приходите в гости, а хозяева сообщают, что приготовили семь перемен блюд. Но на стол не подают. Возможно, когда вы придёте в следующий раз, вас покормят, но не сейчас. Вот с “заложенной” велоинфраструктурой ровно та же история — дептранс каждый год обещает, что к весне обязательно нанесёт разметку, но время идёт, а разметки всё нет.
Дело не только в обманутых ожиданиях. Всё гораздо хуже. Заложенная, но не нарисованная велоинфрастуктура добавляется к ширине крайних автомобильных полос, а чем шире полоса, тем выше скорость и тем выше вероятность ДТП. Нерешительность дептранса делает и без того неблагополучные московские улицы ещё опасней. И при этом департамент имеет наглость чем-то гордиться.
МОСКВА — ЭТО ПАРИЖ
Дептранс не только не умеет строить велоинфраструктуру — он не знает, как объяснить, зачем она нужна. Заявления о том, что велосипед используется “не только для прогулок, но и как транспорт «последней мили” уже не интересно комментировать. Просто запомните: если вы едете на велосипеде не 1,6 км (миля), а 10 из дома на работу, вас для дептранса не существует.
Лучшее в этом отчёте — объяснение, “зачем велосипеды в городе, где шесть месяцев в году то дождь, то снег”. Из него следует, что климат в Москве такой же, как в Париже и Нью-Йорке. Жалко, что не зарплаты.
ДАЖЕ ЕСЛИ У ВСЕХ ПОГОЛОВНО СОТРУДНИКОВ ДЕПАРТАМЕНТА ОТНЯЛИ ЗАГРАНПАСПОРТА, ВИКИПЕДИЯ ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТАТЬ
Да, мы слышали, что некоторым чиновникам по патриотическим соображениям запретили ездить за границу. Но кажется, что дептранса в этом списке нет, даже если у всех поголовно сотрудников департамента отняли загранпаспорта, Википедия продолжает работать. Из неё легко узнать, что Париж, Москва и Нью-Йорк имеют разный климат. Но есть там и более суровые вещи: “то дождь, то снег” в Москве бывает не шесть, а семь с лишним месяцев в году (и это тоже не помеха для велотранспорта). Дептрансу явно есть, над чем подумать.