1944 год. Ситуация с разработкой артсистем для оборонительных сооружений во многом вернулась к довоенному состоянию. Одновременно шли работы по казематным пушкам калибров 85 и 100 мм, башенным установкам специальной постройки, а также по сооружениям с танковыми башнями.
Применение танков в фортификации оставалось наиболее перспективным направлением, поскольку не требовалось начинать с нуля. Более того, безо всяких решений арткома с обязательными испытаниями и доводками, затянутыми на годы, на протяжении всей войны на разных фронтах вышедшие из строя танки превращались в ДОТы. Танк вкапывали по башню, даже подбитая машина снова становилась боевой единицей.
Сколько было таких импровизированных ДОТов, подсчитать невозможно. Но в фото- и кинохронике они встречаются повсеместно. Известны случаи централизованной отгрузки танковых башен из заводского задела. Таким образом, например, поступили на Сталинградском фронте - на оборонительных сооружениях установили башни танков Т-60 с завода №264.
Во второй половине 1944 г. было принято решение упорядочить использование танковых башен на ДОТах. 28 ноября были подписаны тактико-технические требования №2821 «на приспособление танковых башен Т-34 и КВ в качестве стационарных огневых сооружений». Согласно этим ТТТ, должны были применяться башни танков, корпуса которых пришли в негодность. Для башен Т-34 в качестве вооружения определялась штатная 76-м пушка Ф-34, либо 57-мм пушка ЗиС-4. Для башен Т-34-85 и башен КВ-1 в качестве вооружения определялась 85-мм пушка ЗиС-С-53. Главным отличием башен бронесоору-жений являлась установка гильзоотвода, что упрощало работу расчета. Также требования предусматривали переделку освещения в башне и установку дополнительных приборов наведения.
Зимой была принята программа испытаний переработанных надлежащим образом башен. Образцы установили на территории подмосковного инженерного полигона в районе Нахабино. Стоит отметить, что к башням КВ-1 и Т-34 прибавилась также стационарная версия башни легкого танка Т-70. Машины этого типа считались устаревшими еще со второй половины 1943 г. (не могли бороться с новыми немецкими танками), значит, подобное решение выглядит как минимум странно. Три прототипа прошли испытания, но, после войны масштабно использовались только башни Т-34-85. Экспериментальные установки остались на полигоне и находились там до недавнего времени, пока не пропали (скорее всего, они вновь появятся уже на музейных танках).
Одновременно с проработкой установки башен советских танков, аналогичную работу поручили ОКБ-43. Данному конструкторскому бюро, часть коллектива которого вернулась в Ленинград, заказали проект установки на оборонительные сооружения башен трофейных танков. Поскольку с трофейными боеприпасами и запасными орудиями по понятным причинам были проблемы, предусматривалось и перевооружение трофейных башен на отечественные типы орудий.
Тактико-технические требования за номером 2820 «на установку отечественного вооружения в башни трофейных немецких танков T-IV, T-V, T-VI и «Королевский Тигр» и приспособление этих башен в качестве стационарных огневых сооружений» были выданы 28.11.1944 г. Уже 9 января 1945 г. проектная документация, которая включала в себя чертежи перевооруженных башен, была представлена на рассмотрение Артиллерийскому комитету ГАУ КА. Из-за отсутствия натурного образца башни «Королевского Тигра», проработка перевооружения данного танка на отечественное оружие не проходила.
Приоритетным стало перевооружение башен средних танков T-IV (Pz.Kpfw. IV). Этот проект единственным получил заводской шифр: T-IV-76. Предусматривались два варианта перевооружения на танковое орудие - ЗиС-5 или Ф-34, в последнем случае можно было поставить и 57-мм пушку ЗиС-4. Вариант установки ЗиС-5 требовал более серьезных переделок, но с другой стороны, маска от КВ-1 была более массивной, что для подобной установки являлось явным плюсом. В случае с Ф-34 переделок требовалось намного меньше, маска бралась от Т-34. Вместо Ф-34 могла ставиться ЗиС-4, с заменой ствола. Для всех вариантов применялся прицел ТМФД-7. По подсчетам, переделка башни под отечественное вооружение требовала 80 часов работы бригады из 5 человек.
Перевооружение башни T-V (Pz.Kpfw. Panther) предусматривало установку 85-мм пушки ЗиС-С-53 с прицелом TLU-15. На переоборудование требовалось 120 часов работы пяти человек. В отличие от проекта T-IV-76, штатная орудийная маска оставалась без изменений. По схожей схеме планировалось перевооружать башни T-VI (Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E). Вместо штатной системы устанавливалась 100-мм пушка Д-1 ОТ с прицелом ТШ-17, при этом орудийная маска сохранялась. Данная переделка оценивалась в 90 часов работы. Все варианты переделывания предусматривали установку гильзо-отвода, что упрощало работу расчета башни.
10 марта 1945 г., после обсуждения проекта переделки трофейных башен, Артиллерийский комитет ГАУ КА составил следующее заключение:
«1. Несмотря на недостаточную полноту отработки, эскизные проекты перевооружения трофейных танковых башен T-IV, T-V и T-VI, могут быть утверждены для разработки технических проектов, так как положительность полученного в них решения основного вопроса о возможности перевооружения сомнений не вызывает.
2. При разработке технических проектов должны быть выполнены все требования, изложенные в ТТТ Арткома ГАУ КА No 2820 от 28.11.44. г.
3. Помимо требований ТТТ No 2820 необходимо выполнить следующее:
а) Представить расчеты на определение:
- скоростей неведения и усилий на маховиках механизмов наведения, а также прочности крепления механизмов;
- прочности крепления качающихся частей орудий;
- прочности креплений башен на сооружениях;
- усилий, необходимых для поворота кольцевого стеллажа для пушечных патронов при полной его загрузке.
б) Определить на макетах, исходя из условий обеспечения наилучших удобств для работы орудийного расчета, места расположения приводов механизмов наведения, сидений, освещения, респираторов и других деталей оборудования башенных установок.
в) По башне танка T-IV разработать проекты на перевооружение их только 76-мм пушками Ф-34 с возможностью замены этих пушек, без дополнительных доработок, 57-мм пушками ЗиС-4.
г) Установить вертикальные зазоры между подвижной бронировкой пушки Ф-34 и амбразурной коробкой башни танка T-IV равными 10 мм, перекрыв эти зазоры таким образом, как показано на эскизных проектах.
д) Разработать вариант усиления маски со щитом пушки Ф-34 до прочности лобовой стенки башни танка T-IV.
е) Амбразурную коробку башни танка T-IV и ее крепление сделать равнопрочными с лобовой стенкой башни.
ж) Проработать вопрос об установке в башни танков T-V 100-мм пушки Д-10Т, спаренной с пулеметом ДТ.
з) Сделать в полу подбашенных сооружений по 2 люка, перекрыв их крышками, открывающимися вниз и вверх (на случай эвакуации раненых).
Решение. Эскизные проекты филиала ОКБ-43 на перевооружение башен трофейных танков T-IV, T-V и T-VI отечественными артсистемами и приспособление этих башен в качестве стационарных фортификационных сооружений утвердить для разработки технических проектов, удовлетворяющих требованиям, изложенным в разделе «выводы» настоящего заключения».
Как и в случае с другими подобными проектами, дальше заключения дело так и не продвинулось. И без трофеев имелся избыток кандидатур на роль оборонительных башен, причем для переделки требовалось куда меньше времени. В качестве оборонительных сооружений в послевоенные годы массово использовали Т-34-85, ИС-3, ИС-4, Т-54 и другие танки. Многие из них, превращенные в неподвижные огневые точки, до сих пор стоят в приграничных районах.
В статье использованы документы из фондов Центрального архива Министерства обороны РФ.
Юрий Пашолок