Присылать клиенту отчёты по SEO на почту так себе решение, потому что без пояснений эти отчёты непонятны. Клиенту сложно самостоятельно разобраться, насколько хороший результат показывает команда. И даже самый подробный отчёт будет непонятен, если его не прокомментировать голосом.
Чтобы клиент чётко понимал, что происходит на проекте, мы проводим регулярные планёрки, на которых презентуем результаты. Но и тут есть нюансы, которые нужно учитывать.
Настроить видео-презентацию
В основном мы проводим планёрки в Скайпе или Гугл Хэнгауте.
Кажется, что ничего сложного здесь нет: шаришь экран и проходишься по всему отчёту. Но есть куча мелочей, которые бесят, если о них не подумать: например, слишком мелкий текст, оповещения, постоянный скроллинг туда-сюда.
Чтобы клиенту было удобно, мы следуем нескольким правилам:
- Включаем режим отображения 150 %, чтобы докс был на весь экран.
- Не скроллим блок во время рассказа, чтобы клиент мог сосредоточиться на графиках.
- Вопросы или ответы клиента сразу записываем в докс, который показываем на экране. Так клиент видит, что его услышали.
Презентовать результаты
Перед стартом любого SEO-проекта мы делаем три прогноза:
- базовый: что будет, если ничего не делать по SEO.
- реалистичный: средний темп внедрения, небольшое подвисание задач.
- оптимистичный: каков максимальный потолок, которого мы можем достичь.
На планёрке мы показываем, как движемся по трафику относительно реалистичного и оптимистичного прогнозов. Если есть заявки, звонки, лиды и коммуникации — по ним тоже отчитываемся. Обычно мы показываем все цифры на графике и отвечаем на три главных вопроса:
- почему цифры такие?
- что на них повлияло?
- чего ждать дальше?
Затраченное время руководителя маркетинга со стороны клиента: 10–15 минут
Обсудить результаты и вопросы обеих сторон
После презентации результатов спрашиваем у клиента обратную связь.
Все комментарии и вопросы сразу записываем в тот же докс с отчётом, который показываем в блоке «На планёрке обсудили». Так вопросы постоянно остаются на виду.
Помимо блока «На планёрке обсудили», в отчёте есть ещё блоки «План», «Идеи», «Выполненные работы» и «Выводы». В «План» попадают задачи, которые появляются в ходе обсуждения результатов. Их надо выполнить на этой неделе. Если задача несрочная, она попадает в блок «Идеи».
Затраченное время руководителя маркетинга со стороны клиента: 10–15 минут
После обсуждения результатов и вопросов руководитель со стороны клиента может уходить. Дальше мы будем обсуждать операционку и внедрение новых задач с менеджером проекта и руководитель разработки со стороны клиента.
Презентовать и обсудить выполненные работы
Перед менеджером проекта и руководителем разработки детально отчитываемся по всем выполненным задачам: как с нашей стороны, так и со стороны клиента. Это значит, что перед планёркой мы проверяем, выполнены ли задачи, которые мы ставили в план на предыдущую неделю. Если к выполненным задачам есть замечания, сразу добавляем их в отчёт.
Затраченное время менеджера проекта со стороны клиента: 15–20 минут
Хочу ещё раз обратить внимание, что мы обсуждаем как свои задачи, так и задачи, которые выполняют сотрудники клиента. SEO — совместная работа, поэтому мы берём часть задач на себя, а часть ставим клиенту. Например, мы считаем спрос на новый раздел на сайте, а клиент считает финмодель на окупаемость этого раздела. Так процесс идёт эффективнее и позволяет делать только то, что принесёт конечные продажи.
Презентовать и обсудить план работ на период
Затем переходим к обсуждению ТЗ на следующую неделю. На каждое ТЗ закладываем пять минут, потому что нормальное ТЗ можно сразу ставить в таск-менеджер вообще без обсуждений. Если обсуждение занимает больше пяти минут, значит это ТЗ надо доработать к следующей неделе, а не тратить время на обсуждения сейчас.
Каждую планёрку задаём себе волшебный вопрос: как считаем, нужно ли ещё что-то сейчас сделать, чтобы к концу месяца выполнить целевые показатели по трафику и продажам? Он помогает критически взглянуть на задачи, которые берём в работу.
Затраченное время менеджера проекта со стороны клиента: 15–20 минут
В конце этого блока обязательно проходимся по таблице внедрения задач, чтобы обозначить статусы и сроки для старых и новых задач из ТЗ с обеих сторон.
Результат такой презентации — ясность во внедрении и оперативная реакция на провисания по срокам или ожиданиям.
Подвести итоги встречи и отправить план-фактна почту всем участникам
В конце встречи ещё раз спрашиваем, хочет ли кто-то что-то ещё обсудить. Если нет — расходимся.
Дальше копируем отчёт из гуглдокса и отправляем его на почту всем участникам планёрки.
Таблица внедрения задачпомогает контролировать выполнение всех задачи скопом
Лайфхак — если делать шрифт 10 размера, оформление в гугл-почтене надо будет править и будет красивенько. Это здоровая упоротость. (с)
Результат хорошего SEO — ощущение понимания и контроля для клиента
В первую очередь результат — это, конечно, позиции, трафик и рост продаж. Но мы считаем, что важно также дать клиенту ощущение контроля над проектом. Он должен понимать, что происходит.
Поэтому мы за структурированный подход к планёркам. Для этого мы:
- рассказываем клиенту о результатах, чтобы он не беспокоился за проект.
- разбиваем планёрку на блоки, то мы не тратим время руководителя маркетинга на те темы, которые ему неинтересны: например, на операционку.
- обязательно посылаем план-факты с планёрок клиенту на почту, чтобы он был в курсе и помнил о задачах на своей стороне.
Рассказал Константин Солодянников, записалa Наташа Ганецкая
Впервые статья была опубликована в Академии IT-Agency