Завершающийся 2018-й для отметившего три года назад полувековой юбилей Детского хора «Весна» им. А. С. Пономарева особый. В марте коллектив презентовал большой хоровой фестиваль «Дар бесценный…», посвященный 80-летию со дня рождения основателя коллектива, выдающегося русского хорового дирижера Александра Пономарева (1938-2012), который длился весь год. В его рамках состоялись не только многочисленные хоровые концерты, но в декабре также пройдет педагогическая конференция, посвященная наследию мастера. Летом хор совершил увлекательную гастрольную поездку в Гонконг – у «Весны» уже есть опыт столь дальних странствий, в Японию, Канаду и Китай.
«Весна» - это целая хоровая республика, в которой увлекательно, творчески живут дети от пяти до пятнадцати лет, это с любовью выстроенная система хорового воспитания, когда ступенька за ступенькой дети совершенствуют свои навыки, вырастая в настоящих профессионалов, завоевывающих международные награды. В ноябре прошлого года в испанской Толосе лучший детский коллектив России уже во второй раз (первый раз это случилось в 2000 году) выиграл высшую европейскую награду в хоровом исполнительстве – Гран-при Европы. Приглашение на престижный хоровой смотр коллектив получил после блистательной победы на сложнейшем хоровом конкурсе им. З. Кодаи в венгерском Дебрецене (также гран-при), и бесспорно подтвердил в Испании высокий аванс, обойдя четыре виртуозных взрослых хора из Франции, Латвии, Филиппин и Индонезии.
Кульминацией юбилейного года стал концерт в Большом зале Московской консерватории «Приношение Учителю». Его открыл псалом «Laudate Dominum» Моцарта – музыка светлая и возвышенная, своего рода эпиграф к эстетическому кредо «Весны», которое когда-то сформулировал Пономарев – нести людям красоту. В первом отделении совместно с симфоническим оркестром радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашёва (партия органа – Юлия Пирожихина) хор исполнил знаменитую кантату Антонио Вивальди «Глория» - это специальное переложение, сделанное когда-то Александром Пономаревым и с успехом исполняемое «Весной» на самых разных площадках. Оригинальным моментом в нем является то, что сольные части, которые обычно исполняют профессиональные вокалистки, отданы детским голосам (поющим в унисон либо сопрано, либо альтам), что придает им совершенно другую краску и иной посыл – надмирного, ангельского, эмоционально чистого пения. Для частей, требующих фактурной мощи, хоровой коллектив был укреплен выпускниками хоровой школы «Весна» разных лет, - кто-то из них стал профессиональным музыкантом, а кто-то – просвещенным меломаном, беззаветно любящим высокое искусство.
Во втором отделении «Весна» показала совсем иную грань своего таланта. Прозвучали четыре крупных сочинения современных московских композиторов – друзей «Весны». Два из них – мировые премьеры, специально написанные к фестивалю и посвященные памяти Пономарева – «Душа хотела быть звездой» Михаила Броннера на стихи Тютчева (пять стихотворений для детского хора и солирующего фортепиано, его партию исполнил концертмейстер хора Василий Заболотний) и «Весь мир поет» (на стихи К. Р.) выпускницы «Весны» Юлии Тихоновой. Кантата-сказка «Лунная свирель» Ефрема Подгайца на слова Сергея Козлова (для детского хора и инструментального ансамбля – Левон Амбарцумян, скрипка, Алексей Кудря, флейта, Виктор Сыч, ударные) была посвящена «Весне» еще в 1980-х, исполнялась коллективом не раз и была записана на грампластинку на «Мелодии». Наконец, «Девушка пела в церковном хоре» патриарха российской композиторской школы Владимира Рубина на стихи Блока (хоровая поэма, солистка – Ольга Масленникова) дополнила многокрасочную палитру композиторских высказываний, и продемонстрировала широкие возможности, таящиеся в детском хоровом музицировании.
Концерт вновь продемонстрировал уникальность московского детского коллектива, которая ощутима в его трактовках избранных произведений. Прежде всего, это всегда узнаваемый, очень индивидуальный «весновский» звук, изначально взращенный основателем хора в западных традициях хорового пения, но не лишенный русской задушевности, сердечности, теплоты. Сюда же можно отнести исключительную музыкальность исполнения, тонкую и вдумчивую подачу материала – именно эти качества «Весны» всегда привлекали к ней внимание больших музыкантов, которые считали для себя сотрудничество с этими детьми огромной честью. Эстафету Пономарева сегодня с успехом несет его ученица – художественный руководитель хора и директор школы, кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории Надежда Аверина – один из авторитетнейших хормейстеров нашей страны.
27 ноября 2018 г., "Независимая газета"