Найти тему

Мифы и правда о ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) может возникнуть у ребенка в перинатальном периоде, при родах и даже после. Кто находится в зоне риска? Возможно ли исцеление? Какие существуют мифы о ДЦП? Рассказывает Любовь Бессонова, главный внештатный детский невролог Санкт-Петербурга.

Любовь Бессонова — главный внештатный детский невролог Санкт-Петербурга, заведующая психоневрологическим отделением №6, врач-невролог Детской городской больницы святой Ольги, заслуженный врач РФ.

— Что такое детский церебральный паралич (ДЦП)?

— Сам термин был предложен Фрейдом в 1893 году. В настоящее время медицинским сообществом принято определение церебрального паралича на Международном семинаре по определению и классификации церебральных параличей (США, 2004). «Церебральный паралич — это группа постоянно присутствующих расстройств движения и поддержания позы, вызванных непрогрессирующим поражением развивающегося мозга плода или новорожденного, и ограничивающих функциональную активность». Моторные нарушения при церебральных параличах часто сопровождаются нарушением чувствительности, психики, поведенческими нарушениями, судорожными приступами, трудностями в общении. Определяющим синдромом клинических нарушений при церебральном параличе является синдром двигательных расстройств.

— Какие формы ДЦП существуют?

— Есть несколько классификаций, но мы должны пользоваться международной — МКБ-10. Согласно ей, выделают 9 форм ДЦП. Условно можно выделить следующие: спастические, атактические и дискинетические. Спастические формы — диплегия, гемиплегия, двойная гемиплегия. При них повышен тонус мышц. При атактической форме ДЦП у детей есть трудности с координацией, неустойчивостью в пространстве. При дискинетической — двигательная активность не контролируется, есть трудности с сидением и ходьбой. Есть смешанные синдромы. Самый тяжелый — двойная гемиплегия, когда дети не могут ходить, говорить.

— При какой форме страдает интеллект?

— Он страдает не всегда. Иногда даже при страшных формах ДЦП это не случается. Все зависит от степени поражения головного мозга. Благодаря магнитно-резонансной томографии мы можем с долей уверенности прогнозировать степень страдания интеллекта.

Врожденная патология: «В зоне риска находимся мы все»

— Насколько часто сегодня встречается ДЦП?

— В России распространенность составляет 2,2–3,3 зарегистрированных случая на 1000 родившихся. В Петербурге 2858 детей разного возраста страдают детским церебральным параличом.

— Это врожденная патология или нет? Кто находится в зоне риска?

— Говорить, что это врожденная патология, неправильно. Некоторые считают, что дети с ДЦП — те, у которых родители — наркоманы или алкоголики. Это мнение обывательское. Беременность и роды — лотерея. Поэтому в зоне риска находимся мы все.

Анализ причин, приводящих к возникновению ДЦП, показал, что в большинстве случаев выделить одну из них невозможно: часто сочетается несколько неблагоприятных факторов периода беременности и родов. Можно разделить их на:

  1. Внутриутробные.
    Недоношенность плода, низкий вес при рождении в срок, эпилепсия или гипертиреоз у матери, ее инфицированность цитомегаловирусом, краснухой, токсоплазмозом, герпесвирусными инфекциями, кровотечения в третьем триместре беременности, слабость шейки матки, длительный тяжелый токсикоз, многоплодная беременность, фетоплацентарная недостаточность, прием токсических веществ.
  2. В родах.
    Продолжительные и тяжелые роды, преждевременное излитие околоплодных вод, неправильное вставление головки плода, кровотечение при предлежании плаценты, брадикардия (урежение сердцебиений — прим. ред) плода, гипоксия (нехватка кислорода — прим. ред.) в родах, родовая травма.
  3. Первые 2 года жизни.
    Инфекции центральной нервной системы,черепно-мозговая травма, патология свертывающей системы крови, желтуха новорожденных с высокими показателями билирубина в первые несколько суток жизни ребенка, гипоксия.

Всего известно более 400 вредных факторов, нарушающих развитие мозга плода.

Есть еще генетические факторы — в настоящее время считается, что каждый 60 человек имеет какую-либо генетическую патологию. Это может быть и патология почек, свертывающей системы крови, нервно-мышечной системы, костной системы и т. д. Раньше у нас в стране было много выкидышей, замерших беременностей, но женщины не обследовались так, как сейчас. Сегодня, если в анамнезе будущей мамы были такие случаи, то у нее и отца ребенка проверяют свертывающую систему крови. Кроме того, если есть склонность к тромбопатии, к синякам, стоит обратить на это внимание и сделать обследование этой системы, чтобы не допустить кровоизлияние у плода или новорожденного. Оно может произойти у ребенка и в год, и в полтора, и привести к ДЦП.

-2

— Можно ли заподозрить ДЦП у плода по УЗИ?

— Нет.

— Популярно мнение, что ДЦП — результат врачебной ошибки в родах…

— Травматизация плода в родах возможна. Например, дистоция плечиков — одно или два плечика ребенка «застревают» в полости малого таза мамы при очень тяжелых родах. В каких-то случаях могут быть и медики виноваты, в каких-то — это физиология. У меня был пациент с ДЦП, у матери которого в родах был разрыв матки, что случается крайне редко. И пока быстро делали кесарево сечение и доставали младенца, произошла гипоксия. Ребенок выжил, но он инвалид. Иногда бывает, что врачом недооценивается состояние плода и в результате родов могут быть проблемы.

— Какие еще послеродовые поражения мозга у младенцев могут привести к ДЦП?

— Допустим, ребенок родился, и за первые сутки его состояние ухудшилось: могло произойти спонтанное внутримозговое кровоизлияние. Гипоксия младенца в родах также даст в дальнейшем формирование ДЦП.

— Почему ДЦП достаточно часто встречается у недоношенных?

— По мировым данным, ДЦП выявляется у 1% недоношенных. По сравнению с доношенными риск формирования ДЦП у детей, рожденных до 37 недели беременности, возрастает в 5 раз, а у рожденных до 28 недели беременности — почти в 50 раз. У новорожденных с массой тела при рождении менее 1500 г заболеваемость составляет 5–15%, менее 1000 г — увеличивается до 25–50%.

Нужно учитывать, что сегодня в нашей стране выхаживается большое количество недоношенных. Сейчас плод от 500 г считается ребенком. А раньше недоношенный менее 1 кг учитывался как плод и поздний выкидыш. Возможности выхаживания младенцев с экстремально низкой массой при рождении и рожденных на сроках беременности от 24–25 недель выросли. Однако это еще несозревшие дети, они более чувствительны к нехватке кислорода, что может вызвать развитие нарушений в веществе головного мозга. У рожденных не в срок еще не созрели сосуды головного мозга. И если вдруг по каким-то причинам произошло кровоизлияние, то оно начинает «пропитывать» все сосудистое сплетение, которое напоминает губку. Вследствие этого возникают внутрижелудочковые кровоизлияния, в результате может быть ДЦП.

— До какого возраста сохраняется риск кровоизлияния, которое может привести к ДЦП?

— При наличии патологии свертывающей системы крови, наличии аномалии сосудов головного мозга — в любом возрасте. Только до 2 лет это будет расцениваться как ДЦП.

Новорожденный и ДЦП: что должно насторожить?

— Какие симптомы могут быть характерны для ДЦП у младенцев? Что должно насторожить родителей?

— То, как прошли роды, на сколько дней ребенок был задержан в роддоме и почему. Если у младенца низкая оценка по шкале Апгар, то врачи предупредят, что могут быть проблемы со здоровьем.

Когда ребенка уже привезли домой из роддома и осуществляется первый патронаж, то, как правило, неонатологи, которые приходят к детям, пишут группу риска по перинатальной энцефалопатии (патология головного мозга — прим. ред.).

Считается, что малыш в месяц-полтора должен хорошо и устойчиво держать голову. Родителям нужно чаще выкладывать ребенка на живот, хоть с первого дня рождения, перед каждым кормлением хотя бы на 5 минут. Можно скрутить из пеленки или полотенца длинный валик диаметром 5–6 см и подкладывать малышу под мышки, чтобы ему было легче. Но если ребенок не держит голову к полутора месяцам, то родители должны обязательно идти к неонатологу/педиатру.

— Какие еще могут быть тревожащие симптомы?

— Допустим, у ребенка висит ручка или ножка не так двигается. Не одинаковая двигательная активность рук, ног. Нужно следить за зрительно-слуховым сосредоточением, но при этом учитывать, что у всех младенцев — дальнозоркость, поэтому для того, чтобы ребенок увидел предмет, который вы ему показываете, надо найти расстояние, на котором он его ловит глазами. Если вы увидели, что малыш сосредоточен на предмете, то нужно попробовать отвести его — в одну сторону, в другую — и посмотреть, как он за ним следит. К 1 месяцу, в принципе, дети уже хорошо следят за предметом. Если нет, то это должно насторожить.

— А повышенный тонус?

— Тонус у всех детей до месяца повышенный. Это нормально. А потом он уходит и становится или нормальным, или повышенным, или сниженным. Если есть какая-то патология, то родителям сложно разобраться. Нужно сходить с ребенком к неврологу в 1 месяц и выполнить его рекомендации.

Лечение и наблюдение детей с ДЦП

— Какие специалисты наблюдают детей с ДЦП?

— Окулист, ортопед, невролог. С 3 месяцев детей смотрит логопед на предмет до речевого развития: гулит он или нет. Это важно потому, что гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с ребенком, родители стимулируют его речевое развитие.

Если, допустим, у малыша было повышение внутричерепного давления, нужно обязательно следить за глазным дном. У недоношенных вероятна ретинопатия, при которой ребенок имеет плохое зрение. Возможно, понадобится лазерная коагуляция сетчатки глаз.

Ортопед обязательно осматривает таких детей, потому что необходимо следить за тазобедренными суставами, стопами. Основная задача при двигательных нарушениях у детей — не допустить формирование контрактур: тугоподвижности суставов, когда сустав не работает.

— А какова задача невролога, наблюдающего ребенка с ДЦП?

— Дать возможность пациенту нормально двигаться, компенсировать тот дефицит движений, общения и познавания мира, который создает заболевание. Минимизировать повреждения мозга.

— Почему дети с ДЦП ходят на цыпочках?

— Потому что у них за счет повышенного тонуса идет укорочение Ахиллова сухожилия, они становятся на носки и постепенно как раз формируется тугоподвижность. Сустав как бы костенеет. И тогда помочь можно только операцией.

Наша задача — обойтись без оперативного вмешательства. А если не удается, то его максимально оттянуть, потому что ребенок с возрастом легче эмоционально переносит оперативное вмешательство, гипсовые повязки. Кроме того, есть понятие «ростовой скачок». Первый у детей — в 5–6 лет. Как правило, в данный период спастичность усиливается и операция, проведенная в раннем возрасте, может стать не эффективной. Раньше детей с ДЦП оперировали где-то в возрасте 4–5 лет. Стопы, например. Сегодня, благодаря препаратам для ботулинотерапии, эти операции перенесены на более поздний возраст: 8 или 7 лет. Иногда даже позже.

-3

— Когда можно обойтись без операции?

— В некоторых случаях, так как появились препараты ботулинического токсина. Они снижают мышечный тонус в конкретных мышцах за счет точечного введения. После такого укола мышца расслабляется и ребенок может опуститься на полную стопу. Эти лекарства обычно работают от 4 до 6 месяцев, в зависимости от степени тяжести ДЦП. Но это не панацея, а терапевтический коридор, который дает возможность ребенку почувствовать себя по-другому в пространстве. Это значит, что еще больше с ним надо работать, заниматься ЛФК, делать массажи. К назначению таких уколов надо подходить очень дифференцированно, индивидуально, в зависимости от состояния ребенка с ДЦП.

— Излечимо ли ДЦП?

— Вылечиться от ДЦП невозможно. Можно только смоделировать ситуацию. Ксения Александровна Семенова, основоположник реабилитации детей с ДЦП в СССР, считала, что, если человек говорит, что может вылечить ДЦП, значит — это или шарлатан, или психически больной. Все зависит от формы и тяжести заболевания. Диагноз ДЦП может меняться на протяжении жизни ребенка. Если тебе его поставили, то это не значит, что он на всю жизнь. На фоне лечения происходят разные положительные изменения. У нас бывают дети, которые выходят из более тяжелой формы в менее. Есть пациенты, у которых на фоне лечения удается добиться фантастических результатов, когда практически не виден двигательный дефицит.

Считается, что в восстановлении ребенка 83% — это его возможности, 12% — усилия родителей, остальное — работа врачей. Родители имеют огромное значение. Если ребенка обнять и рыдать над ним, и делать все, что он хочет, никакого толку не будет. А когда родители слушаются врачей, строго выполняют с детьми все, что нужно, то можно добиться очень хороших результатов. Такие дети оканчивают и школы, и вузы, выходят замуж и рожают здоровых детей!

Беседовала Анна Кривицкая (littleone.com)