Найти тему

Как правильно? Сюйреньская крепость или Сиреньская?

Сюйреньская крепость, одна из немногих средневековых оборонительных крепостей, дожившая до наших дней. Сохранность ее отставляет желать лучшего, конечно. Осталась только башня и кусок стены, причем, местами весьма варварски реконструированная. Но хоть что-то.

Крепость достаточно просто доступна, при наличии у вас четырех колес, в ином случае лучше заказывать индивидуальный тур, потому что групповых к ней нет. Интересная. По крайней мере, есть, где полазить и что поискать. Грибы, например, их тут множество. Или следы цивилизации, в том числе древней. Но начнем мы, как всегда, с поименования. Ведь, казалось, бы…

Казалось бы, а при чем тут сирень?

Вообще, жд-станция с одноименным названием тут есть. Вот не беремся утверждать, это от вольности русскоговорящих, или потому, что сирени вокруг много.

«Сиренью», или «Сиреньской» (пувбывав бы) крепость прозвали туристы, потому что выговорить «сюйреньская» сложновато. Другие названия – Шиварин или Сциварин. Все, от готского scivaro (и – мягкая, як пиииииво), что в переводе – «обломок скалы». Обломок есть, рухнул, отколовшись от мыса Куле-Бурун. Тут вот не понятно, «обломок» потому, что готы были так впечатлены его падением, что сразу переименовались, ну там, «новые погорельцы» же есть, почему не быть «деревне из-под обломка». Или из-за вида мыса Куле-Бурун, похожего на острый киль корабля.

Куле-Бурун, кстати, по татарски, мыс с башней. Тут все как раз предельно прозрачно, мыс есть, башня есть. А нашим потомкам, кстати, лет через 500 гадать, «какая такая башня», когда и воспоминаний о ней не останется, только одно название.

Некоторые исследователи полагают «сюйрень» тоже татарским. Есть еще монгольская версия: «херем», что значит: «фига себе стен настроили, это вызов!». Вообще, просто «стена» на самом деле, но ход мыслей примерно такой. От себя скажем, что версия с крепостью у поселка Шиварин самая интересная. Впрочем, монгольская тоже не плоха. Просто потому, что, как ни крути, «сюйрень» как-то не по-татарски звучит. Поправьте, если это не так.

Византийский след в истории Сюйреньской крепости

Поговаривают, что сама крепость была построена в VI – XI веке византийскими архитекторами. Ну, технология сооружения, собственно, башни, очень похожа на византийскую архитектуру этого периода. Крепость входила в состав оборонительной системы княжества Феодоро, охраняя подступы к Мангупу со стороны Бельбека.

Ясно, что не на пустом месте. Вот это вот: «здесь будет город возведен», и хоп, дрын посреди болота – это больше свойственно поздним векам. Раньше к постройке подходили чуть более рационально, не романтичное время. Сплошные войны, кровища и дележка.

Свидетельство тому, упоминание писателя и исследователя фламандца Ожье Гислена де Бусбека, исследователя крымско-готского языка, автора «Турецких писем»: «Манкуп и Сциварин суть главные города готов». Ну, пусть хоть так. А то про иные примечательные места Крыма не всегда даже из не заслуживающих доверие источников не писали.

Однако, с момента постройки крепости, город и примыкающие к нему жилища развивались и ширились. В те века, что крепость служила основной цели: защите княжества, ее развитие было наиболее активно. Не верно говорить, что крепость только гарнизон. Даже просто прогулка по окрестностям покажет, что здесь активно кипела жизнь. Найдены пристройки хозяйственного назначения. В скальном массиве устроены традиционные тарапаны для давки винограда. В общем, тут кипела жизнь.

Монастырь какого святого Федора? Стратилата или Гавраса

Средневековое поселение нельзя представить без культурного центра. У греков поначалу был театр, Гомер и многобожие, у византийцев в эпоху максимального их развития, христианство.  Любой крупный город нуждался в пище духовной. Так рядом с крепостью появился монастырь святого Федора. Примерно в XII-XIII веке.

Недавно он восстановлен после почти векового забытья. Монастырь мужской, не очень большой, но очень красивый. Сейчас вы можете пройти на его территорию, посмотреть. Удивитесь, сколько прекрасных растений вокруг обители.

Чуть дальше святой источник в скале – и еще тарапаны для винного производства, еще времен первого монастыря. Виноделие, вероятно, в то время, уже находилось и в ведении монахов. Либо монастырь построен на месте старого жилища. Какая версия точнее не узнать, но факт, что такое устройство винного тарапана сильно древнее монастырских стен (по писанию), или монастырь был древнее, чем принято считать.

Какому Федору монастырь, Стратилату или Гаврасу, не понятно. Принято считать, что Стратилату, но есть легенда, согласно которой мощи военачальника Федора Гавраса, причисленного к лику святых, сокрыты были именно тут. Весьма вероятно, поскольку род Гавраса относится к великим Византийским родам. Стратилат, по канону, тоже был военачальником, только жил раньше Гавраса. И тоже принял мученическую смерть.

Может просто дело в том, что Стратилат более почитаемый в православной Руси святой, а Федор Гаврас – в Крыму. Его даже полагали покровителем государства Феодоро. Но в 1457 изначальный монастырь вместе с крепостью сожгли турки. И только спустя почти 600 лет заброшенную обитель восстановили. Во имя другого святого.

Но это не точно.

Пей, молись, убивай: религиозные фрески в оборонительной баше

Археологи при детальном изучений Сюйреньской крепости обнаружили под ее сводами остатки фресок.  Сейчас вы их не увидите – время уничтожило их. Но записи, согласно которым мы знаем, что в основании купола находились сцены из жизни Христа и Богоматери: композиции Рождества и Благовещения, — остались среди исторических документов.

Фрески датированы VI – XI веками, примерно в этот период тут была церковь. Церковь и оборонный пост плохо совместимы. А вот то, что крепость из оборонительного сооружения была превращена в родовой замок, отлично подтверждает.

Вероятнее всего, в период максимального расцвета княжества Феодоро первоначальная функция крепости отошла на второй план, и тут обосновался архонт (самый главный) Бельбекской долины.

В крепости был произведен некоторый ремонт. В первую очередь, под церковь переоборудованы самые ненужные помещения: оборонительные. Бойницы остались только на первом этаже, перекрытия в башне были деревянными, и не сохранились.

А в 1299 году пришли татаро-монголы, и всех сожгли, вместе с фресками. По другой версии, Сюйренская крепость продержалась аж до русско-турецкой войны 1475 года.

Как связана Сюйреньская крепость с пещерными городами

Правильный ответ: никак. Крепость отдельно, пещеры – отдельно. Которые, строго говоря, городами-то считать не совсем правильно. Это на самом деле пещеры, которые были обитаемы еще два миллиона лет назад.

Скорее, их стоит относить к палеопамятникам Крыма, наряду с другими стоянками первобытных людей.

Исследование таких стоянок археологами дало нам массу интересных подробностей. Так, например, среди костей во время раскопок нашли кости: лосося, песца, северного оленя, рыси. Давно ли вы видели в Крыму рысь? А мамонта?

Стоянки в гротах под Куле-Бурун относят к четвертичному периоду кайнозойской эры. По геологической шкале, это время появления первых людей, и эпохи оледенения. Так что первые жители Крыма – не тавры.

На стенах грота сохранились рисунки того времени. Например, петроглиф, демонстрирующий охоту на быка, и «круглоголовый человек», схожий с рисунками в Сахаре. Некоторые считают, что это портрет инопланетянина, и свидетельство палеоконтакта.

А может, наши пещерные предки, просто так себе художники?