А вы знали, что первые автомобили чешской компании Laurin & Klement, с которой и началась история марки ŠKODA, появились еще в дореволюционной России? В то время на них побеждали в гонках и блистали на выставках. Об этом осталось множество свидетельств: реклама, фирменные каталоги, книги, газеты и журналы.
Давайте вместе посмотрим, как выглядели первые автомобили Laurin & Klement и чем они были интересны. Читайте дальше, чтобы узнать подробности.
Как выглядели первые машины Laurin & Klement
Первые автомобили бренда Laurin & Klement, заложившего основу современной компании ŠKODA, назывались «вуатюретки». Так в начале ХХ века называли компактные авто, с французского voiturette — «маленькая машина». Первая такая модель Voiturette A дебютировала в 1905 году, а в России была представлена на II Международной автомобильной выставке в Москве 3 года спустя.
Вот что писал журнал «Автомобилист» о чешской компании в 1908 году:
«Интересны своей необычайно простой конструкцией выставленные легкие двухместные весьма доступные по цене колясочки с двухцилиндровым двигателем, дубль-фаэтон и маленькое ландоле в 16 лошадиных сил. Надо сказать, что несмотря на то, что автомобили этой фирмы самые дешевые на выставке, но тем не менее они весьма пригодны даже для самой трудной службы и езды по плохим дорогам».
Машины в стиле торпедо и первый закрытый лимузин
В 1911 году Laurin & Klement представила в России новые модели авто: дубль-фаэтон и лимузин в новомодном стиле торпедо. Главный признак этого стиля — наличие передних дверей, которых раньше у автомобилей не было.
Особенно изящным и стремительным смотрелся открытый дубль-фаэтон — линии кузова плавно переходили в капот, составляя единое целое. Лимузин, наоборот, сделан по старой моде — с вертикальным моторным щитом, разделяющим капот и кузов.
Спустя два года на выставке в Михайловском манеже Санкт-Петербурга дебютировала еще одна новинка чешского автопроизводителя: «лимузин с внутренним управлением». В таком авто шофер уже не сидел «на улице», продуваемый всеми ветрами, как раньше, а занимал место в салоне, закрытом боковыми стеклами.
Автомобили Laurin & Klement прославили победы в гонках
В начале ХХ века гонки считались лучшей рекламой автомобиля. Реклама из одного московского журнала того времени гласила: «Для спортсмена единственная марка — это Лаурин и Клемент».
На гоночных трассах России и Европы марку прославили звездные гонщики: Отто Иеронимус и Александр Коловрат. В 1908 году в гонке Петербург — Москва автомобиль Laurin & Klement занял первое место в своей категории, оставив позади французский Sizaire et Naudin и немецкий Loreley. Стартовав из Петербурга ночью, Отто Иеронимус в 17:11 финишировал в Москве, потратив на дорогу 14 часов 13 минут.
Другой гонщик, Роман Винклер, в 1911 году на верстовой гонке Первого русского автомобильного клуба за рулем Laurin & Klement прошел сходу мерную версту за 41 секунду, показав скорость 93,67 км/ч.
Авторитет бренда Laurin & Klement подкрепляло и то, что у этих машин были известные заказчики: Великая княгиня Мария Павловна, князь Кочубей, граф Тышкевич, Владимирская губернская управа и даже Нижегородская губернская тюремная инспекция. В рекламе автомобилей предлагали доверять не ярким плакатам, а отзывам реальных владельцев, призывая «спросить их непосредственно».
Листайте дальше, чтобы перейти на сайт ŠKODA и посмотреть на современные машины преемника марки Laurin & Klement.