Найти тему
ФедералПресс

Рейтинг экологических конфликтов: в каких регионах России власть и общество не слышат друг друга

Несмотря на вторую волну пандемии, жителей России не перестают волновать экологические проблемы. «ФедералПресс» запускает проект экологической конфликтности субъектов Российской Федерации. Это проект общественного мониторинга взаимодействия власти и бизнеса с населением. Отстаивая свои права, граждане выходят на пикеты, пишут обращения в органы власти, собирают подписи под петициями.Желание тут одно – власть должна услышать наболевшее и начать решать проблемы, копившиеся годами. «ФедералПресс» решил выяснить, в каких именно регионах России диалог власти и общества можно считать состоявшимся, в каких – нет.

Сегодня мы представляем первый выпуск рейтинга – за ноябрь.

Методология рейтинга

Как мы вели подсчет? Отчеты разных ведомств такую активность граждан не фиксируют. В течение нескольких недель мы собирали данные о том, где и в каких регионах России имеются экологические конфликты – то есть, с нашей точки зрения, любое открытое несогласие граждан с органами власти или бизнесом: пикет, акция, сбор подписей, сетевая кампания, обращение в прокуратуру и т. п.

Отметим, что вопросы благоустройства, скажем, уборки улиц как как экологические конфликты мы не рассматривали. При составлении рейтинга использовались экспертные оценки представителей экологических организаций, публикации в СМИ, посты в соцсетях, обращения граждан к органам власти и в контролирующие организации, данные о появившихся петициях на электронных площадках и иные способы граждан обратить внимание на накопившиеся проблемы в экологической сфере.

С помощью привлеченных экспертов мы поставили всем регионам оценку – от одного до пяти баллов. Показатель 0 баллов означает, что составители рейтинга не получили информации о наличии конфликтов в данном регионе за данный месяц, что, однако, не означает, что конфликтов там не было или не будет возобновленияактивности прежних. Один балл получали регионы, где замечены разовые акции группы граждан. 2 балла мы ставили тем регионам, где протест уже организован – то есть в нем участвует группа граждан, использующих разные акции по одной теме или проблеме, длительное – более месяца – время. Три балла получал региона, где в акциях участвует незнакомое между собой большое число людей, использующих разные акции по одной теме или проблеме, более месяца. Четыре балла уже позволяли оценивать обстановку как тяжелую – ведь в регионе есть конфликты, в которых участвует незнакомое между собой большое число людей, использующих разные акции, длительное время (более месяца), по двум-трём темам или проблемам, есть кампания в СМИ против участников конфликта.

-2

Пять баллов мы присваивали регионам, где есть системные конфликты. Тут участвует большое число людей, идет кампания в СМИ против участников конфликтов, использующих разные акции при наличии следующих составляющих. Это разнообразие (более трёх) тематики и проблем, связанных с состоянием окружающей среды; конфликты идут более полугода, и есть непримиримость позиции власти и бизнеса к требованиям населения, подавление акций силовыми структурами (применение силы, штрафы, задержания, административные и уголовные дела и т.п.).

Мы тщательно проанализировали данные, поступившие к нам из всех регионов и присвоили каждому региону определенное количество баллов. Необходимо оговориться, что, вероятнее всего, число баллов и место в рейтинге целого ряда регионов, где есть крупные производственные объекты или ведётся интенсивная хозяйственная деятельность с большим объемом выбросов загрязняющих веществ, как, например, Белгородская, Липецкая, Тульская области или Забайкальский край. В последующем может вырасти на единицу или несколько единиц. Положение этих регионов в рейтинге может объяснятся нехваткой текущей информации, либо явной сезонностью экологических конфликтов, как, например, в случае золотодобычи на реках в Сибири и на Дальнем Востоке.

Мы разделили все субъекты условно на три группы. В «зеленую» попали регионы с рейтингом 0-1 балла, в желтую – 2-3 балла, красная – 4-5. Для целого ряда субъектов, таких, как городМосква или Челябинская область, 5-бальная система не раскрывает всё разнообразие и массовость экологической конфликтности. Они выделены в дополнительную зону, бордовую, с рейтингом 5+. Особо отметим Краснодарский край. Регион получил 4 балла. Несмотря на прямое преследование экологов правоохранительными органами, что соответствует 5 баллам, 1 балл с них был снят, потому что в крае, возможно в единственном из субъектов федерации, ведётся и развивается активный диалог власти с активистами и населением.

Что у нас получилось

Итак, по итогам нашей оценки в красную зону системно не решаемой экологической конфликтности попало 25 субъектов Федерации или 30% всех субъектов. По-видимому, этим регионам необходимо неотложно приступить к установлению и интенсивному развитию постоянного диалога со своими гражданами, разработке и реализации комплекса мер по обеспечению экологической безопасности.

-3

Для 12 регионов из чёрной (бордовой) зоны, где проживает треть населения России (32,5%), возможно требуется прямая помощь Правительства России, поскольку самостоятельно справиться с экологическими конфликтами, в силу их длительности и массовости, они не в состоянии. В любом случае, им явно следует менять свои подходы к обеспечению экологической безопасности на своих территориях, оценке места и роли диалога с населением.

Отдельно отметим, что наш рейтинг не совпадает с иными рейтингами и данными о сложности экологической обстановки в субъектах Российской Федерации, потому что . учитывает реакцию граждан на состояние окружающей среды. Реакция же часто имеет временной характер, а данный рейтинг был составлен по конфликтности за ноябрь 2020 года. Вдальнейшем методика будет дополняться.

ЦФО

Центральный ФО – один из самых напряжённых по уровню экологической конфликтности. Сразу в трёх субъектах – городе Москва, Московской и Воронежской областях – отсутствие диалога органов власти инаселения стало причиной того, что уровень конфликтности в них превысил максимальный «системный» уровень.

-4

Среди основных причин конфликтов – загрязнение воздуха от свалок и полигонов, строительство мусоросжигающих заводов, защита парков и скверов от застройки. Органы власти допускают преследования экологических активистов и участников конфликтов. Жители используют все доступные методы защиты своих прав- оспаривание в судах фальсифицированных общественных слушаний, народные сходы, встречи с депутатами, проведение общественных экологических экспертиз, сбор подписей под петициями, кампании с соцсетях и другие. Как следствие нежелания власти и бизнеса вести диалог с гражданами – объединение граждан в формальные и неформальные движения, отстаивающие их интересы, например,#СтопНикель.

СЗФО

Высокий уровень недовольства мы зафиксировали и в Северо-Западном округе. Антилидером стала Ленинградская область, превысившая «системный» уровень экологической конфликтности. Ключевые события – протесты граждан против застройки прибрежных территорий в Приморске, бухте Батарейной, жалобы на отсутствие реакции по фактам загрязнения природной среды. Ещё три региона: Санкт-Петербург, Республика Коми и Архангельская область оказались в зоне системных экологических конфликтов.

-5

Продолжаются суды над участниками движения #СтопШиес, которое уже вышло за границы Архангельской области. В Коми идёт многолетняя кампания в защиту национального парка «Югыд Ва» от золотодобычи, против планов сжигания бытовых отходов как способа решения мусорной проблемы и другие.

ЮФО

Проблема Крыма традиционно связана с ограничениями в подаче воды из-за высохших водохранилищ. Эксперты обращают внимание, что за шесть лет пребывания на посту главы полуострова Сергею Аксенову так и не удалось решить поставленную задачу. Также неоднократно выявлялись превышения допустимых концентраций вредных веществ в Армянске.

-6

В Калмыкии жители жалуются на падеж скота, а также на местами массово вымирающую рыбу. Астраханская область запомнилась в этом году несколькими судебными процессами, в результате которых взыскивался ущерб за загрязнение территории, так же регион не смог выполнить поставленные задачи по углублению рек – якобы, из-за поломок оборудования подрядчиков. Были случаи жалоб на загрязнения воздуха.

Краснодарский край, Ростовская и Астраханская области фигурировали в спорных вопросах при строительстве полигонов, однако, планы по рекультивации выполняются, а значительная часть споров, как отмечают источники «ФедералПресс», связаны с борьбой за подряды между частными компаниями. Но усилия властей Краснодарского края по решению конфликтов мы уже отмечали.

СКФО

В Северо-Кавказском ФО наблюдается в основном отсутствие конфликтов экологической тематики, либо низкий их уровень. Скорее всего, это не вполне соответствует действительности и отсутствие открытых конфликтов лишь отражает принятый в этом регионе стиль взаимоотношений органов власти и граждан.

-7

На этом фоне явно выделяется конфликтностью Ставропольский край с четырьмя баллами по нашей шкале.

ПФО

Наиболее сложный по уровню конфликтности Приволжский федеральный округ. Здесь у половины регионов, в 7 из 14, системный уровень проблем. Многолетние не решаемые органами власти Республики Башкортостан и Оренбургской области вопросы защиты граждан от сильного загрязнения окружающей среды в результате деятельности промышленных предприятий, случаи преследования граждан за действия в защиту своих прав, вынесли эти два региона в бордовую зону, с уровнем конфликтности выше системного.

-8

Также продолжается преследование правоохранительными органами Самарской области всех членов семьи Александра Губернаторова за жесткое пресечение незаконной охоты в бытность его директором национального парка «Самарская Лука».

УрФО

Два явных антилидера в Уральском округе Свердловская и Челябинская области, где уровень конфликтности зашкаливает за системный и находятся в бордовой зоне. Ключевые причины несогласия жителей с органами власти и бизнесом – строительство и эксплуатация полигонов отходов, жалобы во многих городах на сильное загрязнение воздуха, и, видимо, как следствие, случаи преследования активистов, защищающих свои экологические права.

-9

Ну и ,как и во всех остальных случаях высокой конфликтности, – практически полное отсутствие диалога власти с гражданами, отсутствие понятной и одобряемой жителями экологической политики.

СФО

Сибирский ФО – второй из двух округов в стране с наиболее сложным положением в вопросах взаимодействия органов власти, бизнеса и населения – половина его субъектов находится в зоне с системным уровнем э-конфликтности, а целых три – Красноярский край, Кемеровская и Омская области – вышли в бордовую зону, характеризующую сверхвысокий уровень э-конфликтности.

-10

Основные причины недовольства граждан – многолетний высокий уровень загрязнения воздуха и смог, загрязнение рек, расширение угледобычи в Кузбассе. А жители Новосибирска, памятуя об обращении жителей Киселёвска к Правительству Канады о принятии их беженцами из-за отсутствия условий для нормальной жизни в их родном городе, обратились к Японии о защите своего любимого парка от застройки. Необходимо также отметить массовые протесты жителей Республики Хакасия в защиту земледелия, страдающего от наступления угольных разрезов, разрабатываемых, как правило, оффшорными компаниями.

ДФО

На фоне других округов Дальневосточный выглядит сравнительно благополучно. В значительной мере это связано с летней сезонностью работ, вызывающих недовольство местных жителей. В этом округе явно выделяется Дальневосточный край, опережающий по уровню конфликтности все другие субъекты округа.

-11

Это ярко характеризует отсутствующий уровень диалога органов власти, бизнеса и населения. Отдельно следует отметить здесь массовые несанкционированные акции протеста и перекрытия дороги против незаконного строительство завода по производству минеральных удобрений в Находке. Высокий уровень конфликтности отмечается в Республике Бурятия и Камчатском крае.

Экспертная оценка

Эксперты высоко оценили первый рейтинг «ФедералПресс». Так, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России Алексей Книжников отмечает, что среди многих факторов, способствующих решению экологических проблем, важное место занимает и активная гражданская позиция населения.

Общественность часто является ключевым игроком на полях экологических сражений, не давая возможности келейного, порой недобросовестного учета экологических аспектов в рамках взаимодействия бизнеса и государства по вопросам охраны окружающей среды. В этой связи развитие системы объективного мониторинга за экологическими конфликтами будет иметь важное значения для оценки экологических противоречий в регионах, позволит как контрольно-надзорным органам, так и общественным объединениям фокусировать свое внимание на наиболее горячих точках.

Предложения для рейтинга методика с одной стороны достаточно проста, но при этом имеет разумные базовые принципы и подходы, которые позволяют утверждать в достаточно высокой объективности расчетов. WWF России начиная с 2014 года проводит отраслевые экологические рейтинги. Наша методика также достаточно проста, в частности используется трёхбалльная равновесная система оценки по критериям. В рамках наших рейтингов мы также оцениваем конфликтность с обществом у крупных промышленных компаний. Можно предположить, что по мере развития региональных рейтингов эко конфликтности можно будет проводить сравнительные оценки между расчетами этого рейтинга и оценок, выполняемых WWF по бизнес-компаниям

Александр Никитин, генеральный директор эколого-правового центра Беллона, руководитель Комиссии по экологии Общественного совета ГК «Росатом» отметил, что рейтинг ФП – это интересная инициатива, хотя и требующая осмысления и точного ответа на вопрос - что мы хотим получить в результате составления такого рейтинга.

Проблема России в доверии. Нет доверия к власти, бизнесу и даже к ученым и профессиональным экологам (если лично с ними не знаком). Нет доверия регионов к центру. Заключения государственных, а нередко и общественных экспертиз, не убеждают людей, что строящийся объект будет безопасным. Не убеждают их и зарубежные примеры (там все хорошо потому, что не воруют, а у нас все украдут и будет плохо). В этом – основная причина конфликтов, в т.ч. экологических”, – говорит он.

Отметим, что описание конфликтов во всех территориях получилось очень большим по объему. Полный список конфликтов есть в редакции, желающие могут ознакомиться, прислав письмо на адрес economics@fedpress.ru)