Фотограф Шиммель Зоар родился в Литве, в середине 19 века эмигрировал в Америку и открыл в Нижнем Ист-Сайде на Манхэттене фотографическую студию Zohar Studios. Клиентами Зоара были члены еврейской общины Нью-Йорка, и, как пишет современный теоретик искусства , Лоуренс Вешлер, Шиммель «создал фотографический каталог типажей, сравнимый разве что с наследием Августа Зандера эпохи Веймарской республики».
Инсталляцию, рассказывающую о студии Зоар «Предсказание прошлого: Zohar Studios, утраченные годы» (Predicting the Past: Zohar Studios, The Lost Years) показывает Еврейский музей в Сан-Франциско, а вышедший одновременно с открытием выставки одноименный фотоальбом, содержит около 200 фотографий и претендует на звание «книги года» в номинации дебютов. Автор инсталляции и книги — фотограф из Сан-Франциско Стивен Беркман (Stephen Berkman).
Стивен Беркман — фотограф азартный, с большой технической фантазией, он любит старую технику и фотографические процессы 19 века. Известность ему принесли портреты голливудских звезд, снятые на пластинки с коллоидной эмульсией. На камеру с объективом Dallmeyer 1864 года он снимал Бреда Питта и Джонни Деппа, Хелену Бонем Картер и Джуда Лоу, Рене Зеллвегер и Николь Кидман. Фотографии использовались для рекламных компаний исторических фильмов. Кроме собственно фотосъемок, Стивен придумывает фотографические кунстштюки — метафоры, как например «Странствующий глаз», представляющий собой камеру обскура в форме большого человеческого глаза, на внутреннюю сферу которого проецируется изображение. Или камеру обскура в форме большого женского платья.
В 90-е годы Стивен с Джанин побывали на выставке Надара в Метрополитен музее и это событие стало ключевым. Вернувшись в Пасадену, Стивен переоборудовал лабораторию и начал эксперименты с коллоидным процессом, а вскоре вступил в дагеровское сообщество. В такой биографии находка листка оберточной бумаги со следом Zohar Studios — судьба, и последние 20 лет жизни Стивен реконструировал дневник Шиммеля Зоара.
«Я ценю визуальный код девятнадцатого века, его формальное совершенство, соединение искусства и науки», — говорит Беркман, —меня интригует проникновение в сознание людей другого времени и ощущение, что их время, то, что мы сейчас считаем прошлым, было когда-то современным. Мы являемся и бенефициарами, и жертвами истории»
Стивен Беркман принадлежит к движению «антикварного авангарда», появившегося в конце 1990-х из желания возродить и сохранить аналоговые технологии в эпоху цифры, и названного так визуальным критиком Лайлом Рексером. Как пишет NYbooks.com, «вся затея Беркмана подчеркивает, что «фотография — это технология, с помощью которой можно сфабриковать историю или выдвинуть альтернативные факты, а не предоставляет доказательства или документирует настоящее». Стивен Беркман в рамках постмодернистской традиции c шутками, переодеваниями, эпатажем, складывает забавную серьезную книгу, стоящую в ряду, где соседи — Кафка, Борхес, Вуди Ален, Башевис Зингер.
В конце 90-х Стивен Беркман со своей подругой Джанин поехали в Нью-Йорк и на блошином рынке в Челси на развале нашли старинный альбом и приобрели его за 60 долларов. Дома они стали разглядывать содержимое и их внимание привлекла одна театральная фотография в формате визитки, но, к их разочарованию, на оборотной стороне снимка не содержалось никаких сведений об авторстве. Вдруг из альбома выпал листок бумаги, в который обыкновенно оборачивали пластины для гравюр, и Стивен разглядел отпечатавшийся адрес и название — Pearl St. и Zohar Studios. Стивен посчитал, что снимок происходит именно из этой студии, а на следующий год на развалах он нашел отпечаток, где ясно читался и адрес — Pearl Street 432.
Стивен помчался в Ист-Сайд, но увы, теперь тут другие постройки и оживленный перекресток. В следующую поездку они с Джанин нашли название студии в адресной книге и установили имя владельца и даже обнаружили его автограф — Шиммель значился в реестре иммигрантов, прибывших из Бремена в 1857 году. Дальше последовала находка в антикварном магазине в Сохо — потрепанный сундук с этикеткой Шиммель Зоар. К сожалению, без фотографических пластин, но зато с записной книжкой на идише.
Стивен обратился к некому Фейвелю Финкелю, знатоку еврейской жизни, c которым познакомился на фестивале клезмерской песни, и Фейвел согласился перевести дневник. Оказалось, что в дневнике подробно описаны съемки, сюжет за сюжетом. Подробности постановок сопровождались рассуждениями о невероятных происшествиях. Фейвел звонил обыкновенно Стивену и наговаривал переведенные страницы на автоответчик, а потом внезапно взял и умер. Стивен поехал к Фейвелу за дневником, но, опоздал, и, вероятно, сокровище попало в мусор после смерти старика.
«Я был опустошен потерей и несколько месяцев изучал каталоги аукционов, надеясь, что некоторые из фотографий Зоара могут там появиться, но они не появлялись. И я убедил себя, что достижения студии Зоар заслуживает того, чтобы быть увековеченным, и решил воссоздать эти фотографии, как их описал Фейвел», — рассказывает Стивен в интервью «Atlantic».
Архив студии «Зоар» — собрание фотографий, кадров из фильмов, газетных вырезок, карикатур, предметов мебели, дневниковых записей и даже дамское платье. Шиммель, как следует из названия студии, был каббалистом, «Зоар» — главная книга этого мистическом учения, раскрывающая прошлое и будущее, описывающая путешествия души и объясняющая полноту и совершенство бытия.
Идея непостижимого Божества и единства бытия, раскрытие творческих сил и обретение абсолюта — основа «Зоара», и Шиммель, используя мокрый коллоидный фотопроцесс и амбротипы (в переводе с греческого — «неизменные» или «бессмертные»), следовал каббале как фотограф и верил, что фотография делает скрытое видимым. Шиммеля интересовал спиритизм, чревовещание, антропологические исследование черепа, теософия — темы, для викторианской эпохи актуальные.
Фотографии, снятые Стивеном по сюжетам Шиммеля, похожи на сюрреалистические сны: мужчина несет на спине стул с привязанной к нему женщиной и его путь лежит в сторону дымящегося вулкана, близнецы, соединенные меж собой длинными усами, девочка, держащая лапу орангутанга, спящий клоун, медиум с тарелками, девушка, вяжущая презерватив и т.п. Снимки двусмысленны, ироничны и таинственны. Лорри Старр, исполнительный директор Еврейского музея, предваряя выставку, замечает: «Беркмана переносит нас в дискурсивное путешествие в 19-й век и путешествие осуществляется сквозь портал загадочной Zohar Studios. Перед нами предстает бальзаковская кавалькада персонажей, очаровательных и причудливых — френологи, чревовещатели, спиритуалисты, художники, бонвиваны, торговцы, луддиты и многие другие, и каждое изображение выглядит как кинематографический кадр из забытого фильма».
Главная книга каббалистов, Зоар («Книга сияния»), учит, что человек — это центр мироздания, а смысл жизни — раскрытие в абсолютном едином Существе, беспредельном Боге. Действуя согласно замыслу, Стивен Беркман раскрывает множественность миров обретенного двойника из позапрошлого столетия и с любовью собирает заново мир еврейского местечка.
Текст: Михаил Борисов
Редактор: Лиза Александрова
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.