Обмен пленными между Арменией и Азербайджаном начался 14 ноября и, как заявила на брифинге 16 декабря официальный представитель МИД России, этот процесс будет продолжен.
По информации Министерства обороны России, в течение двух предыдущих недель командующий российским миротворческим контингентом генерал Рустам Мурадов вел интенсивные переговоры с представителями Армении и Азербайджана об обмене пленными по принципу «всех на всех». То есть, помимо военнопленных, предусматривается и выдача «стороне противника» заложников и лиц, обвиняемых в совершении тех или иных уголовных преступлений.
14 декабря в результате достигнутых договоренностей состоялся первый обмен пленными: Р. Мурадов лично передал азербайджанской стороне 12 человек, армянской стороне – 44 человека. Они были доставлены в Баку и Ереван авиацией ВКС России.
Поразительно, но информация об этом процессе на официальных сайтах оборонных ведомств Армении и Азербайджана отсутствует (по крайней мере, на момент подготовки этого материала). Не потому ли так происходит, что к обмену пленными в Ереване и Баку относятся не столько как к гуманитарной акции, сколько исходя из итогов карабахской войны и сложившейся в каждой из двух стран внутриполитической ситуации.
После заключенного 9 ноября при посредничестве России соглашения о прекращении военных действий в Нагорном Карабахе Армению охватили акции протеста. Оппозиция объединилась в движение по спасению родины и начала регулярные митинги и шествия с требованием отставки премьер-министра Никола Пашиняна. Выбрана и временная замена Пашиняну – бывший премьер-министр Вазген Манукян. Но пришедший к власти в результате «бархатной революции» глава правительства уходить в отставку по требованию оппозиции не собирается и заявляет, что уйдет только в результате очередных выборов в случае поражения на них. Пока же занимается текущими делами на фоне ежедневных протестов.
Одна из таких акций проходила 16 декабря у Министерства обороны Армении, где члены семей пропавших без вести военнослужащих требовали встречи с министром. Как заявляли участники акции, все недели, пока шли военные действия, власти обманывали их, скрывали информацию о захваченных в плен либо убитых военнослужащих, а сегодня не могут ответить на вопрос, где находятся отправленные на войну их сыновья, мужья, отцы и братья.
О том, что правительство скрывает от населения реальную информацию о войне и ее печальных последствиях для Армении, пишут и пользователи соцсетей. «Правительство пока так и не ответило на простой вопрос, сколько человек пропали без вести. После 9 ноября, когда ситуация была относительно спокойной и даже солдатам предоставили краткосрочный отпуск, кое-какая информация о погибших, пропавших без вести поступила в воинские части, военкоматы, минобороны, правительство», – пишет один из пользователей соцсети Facebook.
Оппозиционно настроенные к правительству Пашиняна граждане подозревают, что оно умышленно скрывает данные о потерях, пропавших и пленных, но подчеркивают, что «долго это продолжаться не будет» и «от ответственности Пашинян и его правительство не уйдут».
12 ноября, еще до начала обмена пленными, ситуация в Нагорном Карабахе вновь обострилась. Как сообщило Министерство обороны Армении, азербайджанские военные предприняли наступление в направлении населенных пунктов Старый Таглар и Хцаберд в Гадрутском районе Карабаха, а затем начали «антитеррористическую операцию» в двух селах Шушинского района. Дальнейшее развитие событий сдержало появление в этих населенных пунктах российских миротворцев. После этих действий в СМИ Азербайджана появились видео захваченных в плен 100 армянских военнослужащих. Первоначально в Армии обороны Нагорного Карабаха сообщили, что изучат возможность пленения армянских военнослужащих в результате столкновения в Гадрутском районе. Позднее глава Арцаха (Нагорный Карабах) Араик Арутюнян подтвердил, что в ходе последних военных действий никто не пострадал, но «несколько десятков военнослужащих в районе Хцаберда попали в плен, и министерство обороны сейчас выясняет все детали».
Вопрос продолжения процесса обмена пленными обсуждал с депутатами от правящей фракции «Мой шаг» и лидер правящей партии, премьер-министр Пашинян, о чем журналистам сообщила депутат от этой фракции Назели Багдасарян. По ее информации, в связи с ситуацией в Нагорном Карабахе премьер «находится на прямой связи с президентом России Владимиром Путиным» и обсуждает вопрос следующего этапа возвращения военнопленных.
Негативно оценивают действия армянского руководства местные аналитики. От комментариев для «Ритма Евразии» они воздержались, но активно и открыто выражают свое отношение в соцсетях.
«Моментально опровергающая слухи об отставке Пашиняна армянская власть уже двое суток никак не комментирует видео и слухи о пленении армянских военнослужащих. Минобороны вчера вечером лишь удосужилось заявить, что «ждёт разъяснений от Армии обороны Арцаха». Словно АО Арцаха уже никак не связана с ВС Армении, или признавая, что в Минобороны и Генштабе полный бардак и анархия и никто не хочет работать», – пишет на своей странице в Facebook армянский эксперт Айк Халатян. Он не исключает, что в правительстве и министерстве обороны «прекрасно все знают», но умалчивают информацию, «чтобы не создавать новых проблем занятому спасением своей личной власти Пашиняну».
Иначе воспринимают процесс обмена пленными в Баку. По словам азербайджанского аналитика Ильгара Велизаде, в Азербайджане этот процесс курирует министерство обороны и здесь общественность не собирается, не устраивает акции протеста, нет никаких митингов, шествий и эксцессов.
По его оценке, обмен был произведен по принципу «всех на всех», проходил при содействии и участии российских миротворцев, на основании достигнутых договоренностей и серьезных проблем не возникало. «Для нас примечателен тот факт, что на всех этапах обмен производится по принципу всех на всех, на чем в свое время настаивала азербайджанская сторона, но армянская сторона этот принцип ранее не поддерживала. То есть речь шла об обмене не только военнопленными, но и заложниками. Для Азербайджана важным был вопрос освобождения двух граждан – Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева, которых с 2014 года удерживала армянская сторона. Вначале они содержались в Шушинской тюрьме, а после начала военных действий были перевезены в Ереван. На этот раз армянская сторона пошла нам навстречу и выпустила и этих лиц», – сообщил И. Велизаде.
Он ожидает, что процесс обмена военнопленными и заложниками продолжится, так как в результате недавнего столкновения в Гадрутском районе были задержаны еще десятки армянских военнослужащих. «В результате боевых действий в Гадруте, вероятно, появились новые заложники, и они тоже будут переданы армянской стороне», – пояснил эксперт.
По информации армянской стороны, Шахбаз Гулиев, Дильгам Аскаров и Гасан Гасанов были членами «организованной преступной группировки», которая по заданию разведки Азербайджана собирала в Нагорном Карабахе сведения, представляющие государственную тайну. Они обвиняются в похищении и убийстве 17-летнего жителя села Нор Эркедж Смбата Цаканяна. Гулиев и Аскаров были задержаны правоохранительными органами Нагорного Карабаха в июле 2014 года, а Гасанов был застрелен при попытке к бегству с оказанием вооруженного сопротивления.
В Азербайджане с самого начала опровергли все обвинения в адрес задержанных в Нагорном Карабахе сограждан, объявили их заложниками, которых «вынудили признаться в том, чего они не совершали», и все эти годы требовали от армянской стороны выдачи Гулиева и Аскарова.
Напомним, что соглашение о прекращении военных действий между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе было достигнуто 9 ноября при посредничестве России. Соответствующее заявление подписали президенты Владимир Путин и Ильхам Алиев и премьер-министр Никол Пашинян. В результате соглашения часть районов Нагорного Карабаха и ранее удерживаемых Арменией территорий отошла к Азербайджану, а на линии сопрокосновения и вдоль Лачинского коридора, связывающего Нагорный Карабах с Арменией, разместился российский миротворческий контингент. Соглашение (в том числе о пребывании российских миротворцев) заключено сроком на 5 лет с автоматическим продлением на следующие 5 лет, если за 6 месяцев до истечения срока ни одна из сторон не заявит о выходе из него.
Оригинал статьи размещен здесь