Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: THE SMASHING PUMPKINS - CYR (2020)

(Автор: Николай Чувиков)

Бывает тот момент, когда атмосфера затмевает собою все остальные аспекты альбома, - когда вы слушаете представленную на нём музыку и буквально проваливаетесь в другой мир, наполненный волшебством и феноменами, которые не поддаются логическому объяснению. Это атмосфера, которая проникает внутрь вас и наполняет теплом и каким-то детским, может быть даже инфантильным оптимизмом. И  хочется расслабиться, и откинуться в мягком кресле, и заполнить голову приятными и ностальгическими мыслями, и почувствовать, как ваши тревожные и тягостные мысли улетучиваются куда-то далеко и далеко... Именно такой замечательной атмосферой наполнен новый альбом The Smashing Pumpkins, "Cyr", который изобилует огромным количеством проблем и недочётов... однако на них так хочется закрыть глаза!

Стоит сразу отметить, что "Cyr" (как я понял) не является официальным продолжением прошлого опуса The Snashing Pumpkins, "Shiny And Oh So Bright, Vol. 1 / LP: No Past. No Future. No Sun." - даже при том, что у них наблюдается очень схожее оформление. Более того, стилистика альбомов тоже значительно отличается - если прошлый альбом коллектива всё ещё радовал слушателей относительно тяжёлыми гитарами и пост-гранжевой мелодикой, которая, в своё время, заработала The Smashing Pumpkins популярность во всём мире, то здесь мы имеем дело с ярко выраженным влиянием синтипопа, причём достаточно олдскульного. Ситуация оказывается двойственной, так как, с одной стороны, такими "экспериментами со звучанием" сейчас не занимается только ленивый - если уж так говорить, то эти заигрывания с электронной музыкой среди альтернативных групп кажутся мне слишком заезженными и фактически бессмысленными. Всё-равно молодое поколение будет гораздо больше внимания обращать именно на молодые группы, в то время как старые будут вызывать у них лишь снисходительную улыбку: мол, старички молодятся! Олдскульные же фанаты The Smashing Pumpkins уже достаточно резко отреагировали на стилистические решения Билли Коргана, и критики им вторят в равной мере - журнал The Rolling Stone поставил новому альбому всего две звезды из пяти. С другой стороны, лично я считаю, что музыкантам удалось чертовски удачно инкорпорировать синтипоп-звучание в свои песни, и, в большинстве случаев, они звучат не как дань коммерческим настроениям современности, а как желание Коргана попробовать что-то новое. Я, конечно, не рискну утверждать, что там творится в его голове, но есть у меня ощущение, что в данный момент времени он не гонится за выгодой.

Более того, The Smashing Pumpkins смогли подарить нам целую россыпь достойных и проникновенных мелодий, каждая из которых идеально дополняет их прошлое творчество, но при этом является решительным шагом в будущее. Рискну предположить, что если бы на дворе были девяностые годы, то у критиков и отношение к этому альбому было бы отличное. Ведь давайте признаемся честно: "The Colour Of Love", "Cyr", "Wyttch", "Purple Blood", "Telegenix" - всё это действительно роскошные песни, под которые хочется мерно покачивать головой в такт музыке и просто-напросто подпевать голосу Билли. Хотя при этом я буду первым, кто скажет, что его вокал определённо создан не под меня - но об этом мы с вами говорили уже неоднократно.

И, конечно же, эта атмосфера - олдскульные электронные аранжировки, дух золотого периода научной фантастики, чувства тепла, восторженной отчуждённости и ностальгии - всё это проскальзывало на альбомах The Smashing Pumpkins и ранее, но именно на "Cyr" Корган добился настоящего идеала. Даже если я и не был в восторге от всех песен, то мне доставляло искреннее удовольствие слушать их просто из-за их звучания - грандиозного, но вместе с тем размеренного, плавного и спокойного. Опять же, особенно ярые скептики могут поспорить со мной и заявить, что ровно такого же эффекта можно было добиться и без вездесущих синтипоп-аранжировок, но я бы не стал так уж сильно придираться к этому моменту. Не будем забывать, что альбом был записан в 2020 году, когда большинство населения планеты старалось соблюдать режим самоизоляции, а потому нет ничего удивительного, что во многих своих аспектах "Cyr" звучит как сольное начинание самого Коргана. Может быть именно поэтому он и не является продолжением "Shiny And Oh So Bright, Vol. 1 / LP: No Past. No Future. No Sun.".

Но, опять же, до идеала "Cyr" далеко - его титаноподобная продолжительность приводит к тому, что под конец альбома все песни начинают сливаться в единое целое, а отсутствие разнообразия может искалечить слух даже самого подготовленного слушателя. Более того, примерно половина песен на альбоме кажется проходной, а их припевы мелодии настолько невыразительны, что я быстро терял к ним интерес и отвлекался на свои собственные мысли. Приходилось переслушивать - мол, что? Уже следующая песня играет? А как прошлая-то звучала?! Так что в данном контексте лучше меньше да лучше - тем более, что музыкальные идеи и Коргана определённо есть.

Но опять же... рекомендую послушать этот альбом именно из-за местной космической и потусторонней атмосферы: тут нет тяжёлых гитар и пост-гранжевой гаражности, но здесь есть мысли о вечном и мягная простыня из эфирных перьев вселенной...