Акции американской компании Tesla каждый месяц штурмуют новые, невиданные ранее, высоты. По состоянию на декабрь 2020 их курс превысил 630 долларов США, а капитализация компании достигла 600 млрд. долларов. Только за последний год рост акций превысил 700%.
По итогам первой половины 2020 года крупнейшими производителями автомобилей в мире являлись японская Toyota, реализовавшая 4 млн. авто (доля рынка 12,4%), немецкий концерн Volkswagen Group, продавший во всем мире 3,7 млн. авто (доля рынка 12,2%) и альянс Renault Nissan, реализовавший 3,4 млн. автомобилей (доля рынка 11,9%).
На долю трех ведущих производителей автомобилей в совокупности приходится 36,5% от общего количества машин, проданных в мире. Общая суммарная капитализация трех указанных компаний составляет порядка 300 млрд. долларов США.
Американская компания Tesla за этот же период продала 0,134 млн. автомобилей (доля рынка меньше 0,5%).
Получается, что одна компания Tesla c долей рынка меньше 1% стоит в 2 раза больше суммарной стоимости 3 ведущих автопроизводителей с долей рынка 36,5%!
Почему акции Tesla выросли в цене за год в 7 раз
Принято считать, что рост акций Tesla основан на позитивных ожиданиях инвесторов в повсеместном переходе автомобилей с традиционных ДВС (двигателей внутреннего сгорания), работающих на ископаемом топливе (бензин, дизельное топливо, газ), на двигатели, работающие на электричестве.
Tesla вовсе не является первооткрывателем этой технологии. Другие автомобильные производители в течение нескольких десятилетий предлагают рынку автомобили, работающие на аккумуляторах, заряжаемых с помощью электричества.
Поскольку данные автомобили имеют ряд существенных недостатков относительно традиционных авто, использующих ДВС, спрос на них до настоящего времени невелик.
Основных существенных недостатка три. Это ограниченный ресурс хода авто на батарее, длительность зарядки и ограниченное количество заправок.
Tesla в своих пресс релизах широко рекламирует собственные достижения, позволяющие увеличить запас хода авто и время зарядки батареи. Однако достигнутый прогресс в решении указанных недостатков сложно назвать существенным.
Средний запас хода автомобилей Tesla составляет 500 км. Время зарядки авто составляет от 90 минут (на станциях Supercharger) до 9 часов (на других заправках). Время заправки полного бака аналогичного автомобиля, работающего на ДВС, составляет 2 - 3 минуты при запасе ходе 700 - 800 км.
Почему содержать электрокар невыгодно
Необходимо учитывать, что в случае повсеместного перехода автомобилей на электродвигатели стоимость зарядки авто электричеством окажется выше стоимости заправки автомобиля топливом.
Известно, что одновременная зарядка нескольких электрокаров требует мощности электричества, эквивалентной мощности, необходимой для электроснабжения целого многоквартирного дома.
Поскольку для выработки электричества используется в большинстве своем ископаемое топливо (уголь или газ), то возросшая потребность в электричестве для зарядки автомобилей повлечет за собой рост цен на данное топливо.
Поскольку само электричество производно от ископаемого топлива, то оно в конечном счете не может стоить дешевле топлива, которое требуется для его выработки.
Повсеместный переход на электрокары потребует кратного роста количества заправок. Вряд ли владельцы автомобилей будут готовы стоять часами в очередях на подъезде к заправке, а потом еще несколько часов заправлять свое авто электричеством.
До тех пор, пока скорость зарядки батареи не приблизится к скорости заправки автомобиля топливом, а человечество повсеместно не перейдет на более дешевое производство электроэнергии рост акций Tesla будет базироваться за спекулятивных ожиданиях толпы инвесторов, верующих в чудо.