Найти тему
Среда обучения

Критик, куратор или арт-менеджер – три востребованные профессии, которые легко даются людям с гуманитарным образованием

Искусство кажется очень заманчивой сферой и в качестве хобби, и в плане профессиональной реализации. В статье расскажем про основные направления вокруг сферы современного искусства и образовательные программы, которые помогут вам найти работу в арт-пространстве.

ИВАН НОВИКОВ, «Чемоданы без действия», 2017
ИВАН НОВИКОВ, «Чемоданы без действия», 2017

Куратор

Это специалист, который формулирует тему выставки, приглашает художников и следит за соблюдением выставочной концепции. Без куратора выставка может превратиться в простой набор экспонатов, интересный только исследователям творчества конкретного мастера.

Главный инструмент куратора – идея. Самые интересные проекты сегодня реализуются в междисциплинарном пространстве. Художники смело перешагнули законы жанра и создают главные арт-события на стыке новых аудиовизуальных и цифровых технологий, в пространствах art&science и технологического искусства.

ОЛЬГА КРОЙТОР, «Точка опоры», Казахстан, 2016
ОЛЬГА КРОЙТОР, «Точка опоры», Казахстан, 2016

Сегодня художник может не уметь рисовать, но при этом иметь талант отражать время актуальными средствами – то есть достигать главной цели искусства как такового.

Современные произведения порой трудно понять, поэтому нужно знать классическую историю искусства, историю философии искусства, понимать актуальный художественный контекст и общаться с лучшими кураторами-практиками.

Где этому научиться: кураторские мастерские высшей школы «Среда обучения»

Эта программа онлайн-обучения рассчитана на 2 года. Мастера курса – 5 крупнейших современных российских кураторов: Алексей Масляев, Елена Яичникова, Валентин Дьяконов, Александр Буренков, Екатерина Лазарева. Студенты погружаются в идеи и контексты современного искусства и развивают персональную художественную практику.

За время обучения слушатели курса могут переходить от мастера к мастеру, что дает посмотреть на сферу с разных  точек зрения. Результатом учебы становится личный проект, созданный под руководством экспертов. Обучение в творческих мастерских происходит параллельно с системной теоретической подготовкой.

АНАСТАСИЯ ПОТЁМКИНА PASS ME THE SALT PLEASE installation / The coming world: Ecologies as the new politics. 2030—2100 /2019 / garage museum / moscow
АНАСТАСИЯ ПОТЁМКИНА PASS ME THE SALT PLEASE installation / The coming world: Ecologies as the new politics. 2030—2100 /2019 / garage museum / moscow

Кому подходит программа

  • Тем, кто интересуется современным искусством и хочет реализовать свои идеи выставок.
  • Начинающим кураторам – курс помогает освоить профессиональный язык и дает основу для понимания контекстов.
  • Практикующим специалистам – благодаря экспертной поддержке ваши текущие проекты значительно вырастут в качестве.

Стоимость и подробную программу обучения можно найти здесь.

Арт-менеджер

Это человек, способный превратить любую художественную идею в проект, привлечь ресурсы для его реализации, контролировать финансовые, правовые, страховые вопросы и управлять всеми коммуникациями.

Главный инструмент арт-менеджера – roadmap, дорожная карта проекта. Один из известнейших арт-менеджеров в истории культуры – Сергей Дягилев. Не обладая художественным талантом, он сумел создать явление мирового масштаба – «Русские сезоны». Театральные гастроли были не только финансово успешным проектом, но и стали основой для создания значительных произведений в музыке, балете и театральной живописи.

АВДЕЙ ТЕР-ОГАНЬЯН «Энди Уорхол. Мерилин». Х/м, 180х260, 1989
АВДЕЙ ТЕР-ОГАНЬЯН «Энди Уорхол. Мерилин». Х/м, 180х260, 1989

Арт-менеджер знает текущий художественный процесс и представляет себе основные закономерности развития истории культуры. Но главное для такого специалиста – управление художественным процессом как проектом и обеспечение его необходимыми ресурсами.

Где этому научиться: практическая мастерская арт-менеджмента высшей школы «Среда обучения»

Курс длится один год и тоже проходит в онлайн-формате. Все занятия основаны на реальных мировых кейсах и включают все этапы реализации проектов: создание концепции и плана развития, набор команды, фандрайзинг и формирование бюджета, выбор каналов продвижения и определение рисков. Среди преподавателей курса Анна Буали, Диана Моцонашвили, Андрей Куча, Елена Пантелеева.

Теоретическая часть курса посвящена вопросам менеджмента, права, PR в области искусства и специфике выставочного дизайна. Итог обучения – создание собственного проекта и его презентация приглашенным экспертам и студентам курса.

Группировка ЗИП «Плащ»
Группировка ЗИП «Плащ»

Кому подходит программа

  • Художникам, которые хотят самостоятельно продюсировать свою творческую деятельность.
  • Начинающим арт-менеджерам для систематизации знаний и повышения уровня проектов.
  • Специалистам управленческих дисциплин, которые хотят попробовать свои силы в арт-пространстве.

Стоимость и подробную программу обучения можно найти здесь.

Арт-критик

Это человек, способный внятно и аргументировано объяснить, почему одно явление в культуре заслуживает внимания, а другое – нет. Слово «критика» здесь не несет негативного смысла. Оно происходит от французского critique – искусство разбирать.

ИВАН ЕРОФЕЕВ, «Музыка на костях»,  GarageMCA, 2017
ИВАН ЕРОФЕЕВ, «Музыка на костях», GarageMCA, 2017

Арт-критики выполняют важную роль – фиксируют и анализируют художественное полотно эпохи, ее главные достижения, а порой и задают направления для развития жанров и искусства в целом.

Главный инструмент критика – текст. В отличие от искусствоведов, которые в первую очередь заняты эстетикой, композицией и техникой, арт-критики интерпретируют и оценивают произведения в повседневном контексте.

История культуры знает много примеров, когда актуальный художественный отклик на события становился значимым явлением даже без выдающихся художественных достоинств. Таким стал, например, всемирно известный «Черный квадрат» Малевича.

ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ Кураторский проект «Детектив»
ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ Кураторский проект «Детектив»

Арт-критик должен понимать контекст, уметь отличать новаторство от повторения и имитаций. Такой специалист занимается как современным искусством, так и ретроспективой – порой именно критикам принадлежит заслуга возвращения утраченных в культуре имен.

Где этому научиться: практические мастерские арт-критики высшей школы «Среда обучения»

Обучение длится два года и происходит в онлайн-формате. На курсе 5 мастерских ведущих российских арт-критиков: Бориса Клюшникова, Ирины Кулик, Егора Софронова, Натальи Серковой, Марии Кравцовой За время обучения слушатели могут переходить из одной мастерской в другую, что позволит перенять разный опыт, посмотреть на деятельность с разных точек зрения.

Мастера помогают студентам освоить современные художественные языки и контексты, познакомиться с российской арт-индустрией и подготовить публикацию в профильное издание.Обучение в практических мастерских можно дополнить и теоретическими курсами по истории искусств.

ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ Кураторский проект «Истории из головы»
ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ Кураторский проект «Истории из головы»

Кому подходит программа

  • Тем, кто интересуется современным искусством и только учится формулировать идеи.
  • Начинающим арт-критикам, которые ориентируются в современном искусстве и хотят отточить практику письма.
  • Практикующим арт-специалистам для актуального и содержательного общения с ведущими российскими критиками.

Стоимость и подробную программу обучения можно найти здесь.

Как видите, профессиональная реализация в области искусства не требует обязательного художественного таланта. Переходите на сайт высшей школы «Среда обучения» и выбирайте программу, с которой начнется ваше успешное становление в арт-среде.