Один мой друг в моменты сильнейших кризисов, всегда читал книги наподобие: «В круге первом» или «Раковый корпус» Александра Солженицына. Там описываются такие страдания людей, что невольно задумываешься, о том, что твои собственные страдания это вовсе не страдания, а так, временные неудобства.
В фильме «Стиляги», два главных героя попадают в неприятности, одного героя исключают с публичным скандалом из рядов партии, а вторая героиня забеременела вне брака от мимолётной свободной связи и мать выгоняет её из дома, в результате чего она вынуждена уехать из Москвы. Когда они встречаются, и рассказывают друг другу свои «плохие новости», один из героев говорит: «Ну, тогда у меня не плохие новости, а просто мелкие неприятности». В детстве я часто слышал фразу: «Всё познаётся в сравнении». Однако я всё же считаю, что это однобокий подход к страданиям, когда мы замечаем вокруг тех, кому ещё хуже, чем нам и чувствуем некое облегчение от этого. Всё-таки имеет смысл разобраться с самой природой страданий и в этом может помочь книга Клайва Льюиса «Страдание».
У этой книги есть и другое название «Боль». Хотя Клайв Льюис и говорит, что он не теолог, не богослов и не философ, многие его книги выглядят именно как богословские и философские труды. Книга «Страдание», именно из таких - я бы назвал её энциклопедией страданий по-христиански. Книга описывает христианский взгляд на страдания, поэтому в книге есть и цитаты из Библии, и обращение к теологам прошлого и глубокие размышления самого Льюиса. С самого начала Льюис предупреждает, что книга «Страдание» - это не книга мужественности, которая может научить, как преодолевать боль или вовсе её избежать. А скорее теоретический и интеллектуальный труд, имеющий целью вместе поразмышлять на тему страданий и боли, рассмотреть эту тему с разных точек зрения и собрать воедино всё, что было известно о страдании до сих пор. Конечно, книга была написана 80 лет назад и как мне кажется, сейчас о страдании известно больше, чем было тогда, и с научной, и с теологической точки зрения. Человечество не стоит на месте, новые и новые аспекты истины постоянно раскрываются людям и вероятно вы, как и я, встретите в книге моменты, с которыми не согласитесь, в силу того, что вам сейчас доступно больше знаний, чем было Клайву Льюису. И всё же истина остаётся истиной и в чём-то не меняется даже на протяжении тысячелетий. Поэтому труд Льюиса во многих аспектах и важен, и актуален, и интересен до сих пор.
Страданий в мире не стало меньше за последние 80 лет, в чём-то возможно их стало даже больше и поэтому нет ни одного человека, который бы не сталкивался со своими страхами, сомнениями, физической и моральной болью. Первая благородная истина в буддизме, говорит: «Жизнь - есть страдание», возможно подчёркивая таким образом, что как бы не хотел человек избежать боли и страданий – это невозможно. Имея представление о том, что жизнь должна быть счастливой, комфортной и лёгкой и при этом, сталкиваясь со страданием, болью, разочарованием и крушением своих мечтаний, каждый человек задаётся вопросами о бренности и несправедливости этого мира, где-то в душе кричит: «Это не честно!» и думает о том, как Бог мог допустить так много боли и страданий в мире. Может Он вовсе не благ? Или вовсе не всемогущ?
И хотя Клайв Льюис в своей книге придерживается именно христианского взгляда на эту проблему, всё же его труд выходит за рамки лишь христианства и даст пищу для размышлений любому человеку. Разбирая такие темы как: Божье всемогущество, грехопадение человека и поражение человечества скверной, боль и страдание животных, ад и рай, Льюис подходит к теме страданий человека с разных точек зрения. Часть страданий результат невежества, часть страданий результат «заражённости» людей грехом, часть страданий – лишь возможность встряхнуться и обратить свой взор на Бога, а часть страданий и вовсе жизненная необходимость, приводящая к росту и развитию.
В любом случае, книга чем-то цепляет и заставляет задумываться о свободе воли человека и об ответственности за эту свободу; о тех страданиях, на которые мы обрекаем самих себя и ближних просто из-за нехватки знаний или из-за неправильного восприятия своей жизни в целом; о своей роли в этом мире; и о том, как всемогущество и благость Бога соотносятся с несправедливостью и болью этого мира.
Для меня чтение книги «Страдание», стало своего рода духовной пищей, пусть Льюис и не приводил примеров личного мужества, не описывал историй преодолений боли и страданий и даже наоборот сказал, что и сам какие-то из описанных им утверждений далеко ещё не воплотил в жизни, всё же глубокие размышления о Творении, Грехопадении и Спасении, наполняют душу и заставляют по-новому смотреть уже на свои собственные страдания.
Цитаты:
«Все мы знаем, как трудно обратить мысль к Богу когда все идет успешно. Фраза «у нас есть все» ужасна, когда это все не включает в себя Бога».
«Стыд хорош не сам по себе, а потому, что он побуждает нас заглянуть в свое сердце».
Мир, постоянно поддерживаемый и исправляемый Божественным вмешательством, будет миром, в котором ничто важное никогда не будет зависеть от человеческого выбора, и в котором сам этот выбор в скором времени перестанет существовать в силу уверенности, что ни одна из видимых альтернатив, открывающихся перед вами, не приведет ни к каким результатам, а потому не является реальной альтернативой».
«Нелепо считать, что страдание открыла наука. Отложите эту книгу и подумайте пять минут о том, что все великие религии возникли и много веков развивались в мире, где не было наркоза».
«Коли уж выпала боль, то немного мужества поможет лучше, чем много знания, немного людской симпатии поможет лучше, чем много мужества, а малейшая капля любви к Богу — лучше всего остального».
«Если вселенная так плоха, или даже наполовину так плоха, то каким же образом люди приписали ее создание мудрому и доброму Творцу? Люди, возможно, глупы, — но вряд ли настолько».
«Как сказал мой друг: «Мы относимся к Богу, как авиатор относится к своему парашюту — на случай аварии парашют у него есть, но он надеется никогда к нему не прибегнуть».
«С того момента, как тварь осознает Бога как Бога и самое себя как себя, перед ней открывается жуткая альтернатива: избрать центром Бога или же себя».
«Бог шепчет нам посреди наших удовольствий, вслух говорит с нашей совестью, но Он кричит в нашей боли – это Его мегафон, чтобы слышал оглохший мир».