Найти тему
SpaceX

Рынок космических запусков перегрет? Я спросил об этом 5 стартапов

Космический бизнес «горяч», и вы даже не поверите себе насколько. Я имею ввиду, что вы можете подумать, что рынок мобильных приложений или блокчейн – это большое дело, но они не идут ни в какое сравнение с космонавтикой. В 2016 году рынок приложений составил $88 млрд, с прогнозом на увеличение до $189 млрд к 2024 году. Рынок блокчейна составил $708 млн в 2017 году с прогнозом по росту до $60,7 млрд к тому же 2024 году – какие-то мелочи.

Тем временем космическая отрасль в 2018 достигла величины в $383 млрд, согласно отчёту «Space Foundation». Оценки инвестиционных банков Goldman Sachs и Merril Lynch дают прогнозы роста космонавтики между $1 трлн и $3 трлн за следующие пару десятилетий. «Space Angels» сообщают о том, что в космические стартапы уже было инвестировано $20 млрд.

Запуск является непременным условием космического бизнеса. Их стоимость, надёжность, доступность и возможности являются определяющими всего остального в космическом бизнесе. Размер и масса спутников ограничиваются размерами обтекателей и возможностями ракет-носителей по выводу полезной нагрузки. Наклонение орбит спутников, а, следовательно, и те места, над которыми они будут пролетать, определяются местоположениями космодромов и возможностями ракет-носителей.

Ранее, если вы хотели доставить ваш груз в целом виде на орбиту, вы пользовались услугами американской ULA или европейской Arianespace. Если вы чувствовали, что вы достаточно удачливы, или у вас было недостаточно средств, вы могли воспользоваться более дешёвыми услугами государственных агентств: китайской Great Wall Industries Corp of China или российским Роскосмосом. Стоимости запусков ракет не менялись по многу лет. Затем расположенная в Калифорнии фирма SpaceX резко нарушила эти устои рынка, и вдруг появились сотни стартапов, желающих повторить их успех, но в большинстве случаев используя для этого малые ракеты.

Наличие большого количества конкурентов на рынке всегда приводят к падению цен и росту предложения. Это прекрасно, если вы спутниковый оператор, но такие вопросы не заставляют уснуть по ночам аналитиков космического бизнеса:

• Действительно ли нам нужны малые ракеты?

• Не слишком ли много операторов запусков выходит на рынок?

• Будет ли спрос расти быстрыми темпами?

• Эти ракеты значительно отличаются?

Последовательность ответов на эти вопросы: «возможно», «нет», «мы не знаем», «вероятно, нет». Многие опасаются «пузыря запусков» и объединения мелких фирм в процессе их банкротства, что сократит их интеллектуальную собственность и таланты. Я обратился к пяти ракетным стартапам: Rocket Lab, Virgin Orbit, Vector, Firefly и Relativity Space, чтобы узнать их мнение по этому поводу. Вот что я спросил у них, и что они мне ответили.

-2

Нужны ли малые ракеты?

Все 5 фирм согласились с тем, что совместный запуск на большой ракете, вроде Falcon 9, является экономически эффективным решением, если у вас есть крупный спутник, с которым можно разделить запуск. Однако они утверждают, что новые коммерческие спутниковые созвездия будут уникальными в оперативном отношении, особенно когда речь будет заходить о заполнении опустевших мест из-за выхода из строя старых спутников. Новые оборонные и разведывательные космические инициативы также имеют большие требования к отзывчивости операторов запусков.

Основатель и генеральный директор Rocket Lab Питер Бек, чья ракета Electron выполнила 5 успешных орбитальных запусков, подвёл итоговый аргумент для небольших ракет: «когда вы учитываете то долгое время, пока собирается совместный запуск, в сочетании с их независимыми планированием и задержками, плюс потери от вывода на неточно заданную орбиту – польза от выделенного, частого запуска для небольших спутников становится очевидна».

Генеральный директор Vector Launch и главный конструктор Vector-R/Vector-H, более конкретен: «если много таких созвездий будут разделять запуск, они окажутся на 50-градусном наклонении. Вы получите всё это хозяйство на одной высоте и наклонении, что и МКС. Мы можем избежать засорения этой орбиты, и дать людям то, что они хотят: например, нулевое наклонение – экваториальную орбиту».

Две фирмы ориентируются на несколько большую полезную нагрузку. Макс Поляков из Firefly сказал, что их рынок находится «между верхней границей маленьких, и средними спутниками». Джордан Нун из Relativity Space сказал: «Мы увидели большие возможности в рынке запусков средних спутников, и Terran 1, с возможностью запуска до 1250 кг на низкую орбиту, стоит всего $10 млн».

-3

Нужно ли нам столько много малых ракет?

Бек из Rocket Lab заявляет, что их фирма «имеет уникальную позицию по удовлетворению потребностей на рынке малых спутников, запуская полезную нагрузку уже сейчас». С этим знанием он утверждает: «на этом рынке недостаточно средств для поддержания 100+ малых ракет-носителей, на разных стадиях разработки». Бек также говорит, что коммерциализация почти также сложна, как и НИОКР: «мы потратили почти столько же капитала с момента первого запуска до полностью коммерческих операций, как и с начала работ».

Уилл Померанц из Virgin Orbit соглашается с этим: «подавляющее большинство малых средств запусков, существующих к данному моменту, в основном лишь хорошие идеи и визуализации, но не более того – что является хорошим стартом, но требуют высокой степени технической зрелости и крупной команды, чтобы начать производство – как у Virgin Orbit».

Поляков из Firefly также был откровенным: «в следующие 2-3 года мы увидим множество выбраковок малых ракет, возможно с приобретением их традиционными крупными аэрокосмическими фирмами, и взросление спроса на рынке малых спутников».

Нун из Relativity более оптимистичен в отношении конкуренции: «мы считаем, что больше участников означает и большее количество инвестиций и прогресса, что полезно для индустрии».

-4

Какие преимущества у конкурентов?

Каждая фирма нуждается в своём техническом преимуществе, и все пять фирм уверены в том, что их технологии и бизнес-модели имеют преимущество в условиях высокой конкуренции. Вот их ответы:

Rocket Lab: наша спутниковая платформа Photon позволяет заказчикам миссий приходить к нам с идеями по поводу датчиков, и мы берём на себя всё остальное. Охватывая как сервис запусков, так и спутниковых платформ, мы оптимизируем путь для малых спутников на орбиту. Мы также разработали ракету Electron с учётом её быстро производства. Мы продолжаем инвестировать в улучшение технологий, таких как отпечатанный на 3d-принтере двигатель «Резерфорд» и литий-ионные батареи. Наши 2 стартовых стола (в Новой Зеландии и в испытательный центр на острове Уоллопс в США), обеспечивают уникальное эксплуатационное преимущество.

Relativity: традиционные аэрокосмические фирмы полагаются на стандартный набор инструментов, цепочки поставок и обширную рабочую силу. Традиционные ракеты состоят из как минимум сотни тысяч деталей, которые ведут к созданию дорогих и сложных ракет, требующих как минимум 18 месяцев с момента начала их постройки до запуска. Relativity создают первую и единственную аэрокосмическую платформу, объединяющую в себе машинное обучение, программное обеспечение и роботизацию с технологией 3d-принтинга, для оптимизации всех аспектов процесса производства ракет, нарушая 60 лет существования аэрокосмических технологий.

Vector: наши преимущества многочисленны, включая подход к производству автомобильной промышленности, с менее чем 800 деталями в ракете – это меньшее деталей, чем в стиральной машине. Подача топлива у нас происходит за счёт наддува баков, так что у нас нет насосов, из-за которых происходит множество отказов ракет. Мы также можем проектировать ракету в соответствии с полезной нагрузкой, выбирая между меньшей Vector-R и большей Vector-H. Однако нашим самым большим преимуществом в долгосрочной перспективе должна стать наша мобильная платформа, способная производить запуски с суши или воды.

Firefly: уникальное конкурентное преимущество Firefly находится в диапазоне производительности ракеты Alpha. Мы – единственный конкурент в особо прибыльной нише рынка. Как в коммерческом сегменте, так и государственном, спутники имеют тенденцию к росту массы. Мы считаем, что с рынком малых спутников будет тоже самое, и он будет расширяться. Наша концепция операций (CONOPs) также учитывает быструю реакцию в развёртывании коммерческих созвездий малых спутников. Также Firefly поднимает оценку операторов малых спутников до уровня основной нагрузки.

Virgin Orbit: гибкость, скорость проектирования и сборки делает малые спутники привлекательными. Так что мы разрабатываем ракету в соответствии с этими преимуществами. Использование Boeing 747 в качестве нашей «стартовой площадки» является ключевым моментом в этом подходе. Мы можем летать с обычных взлётных полос по всему миру и запускать грузы из любой точки на орбиту любого типа. Это также значит, что мы можем выполнять запуски в соответствии с конкретными потребностями заказчика и в любое время, в соответствии с политическими интересами, погодой или чем-либо ещё. Другим нашим крупным преимуществом является то, что мы являемся составляющей конгломерата Virgin Group – мы не только имеем финансовую поддержку, но также и глобальную сеть поставщиков, экспертов, клиентов и всего остального, что является чрезвычайно полезным.

-5

Является ли правительство США помехой или помощником?

Каждая из малых фирм рассматривает США как хорошего клиента. NASA, DoD и NRO являются потенциальными заказчиками для их запусков, и они довольны тем интересом, который возник у государственных агентств в отношении их новых решений.

Широкую похвалу получили также американские законодатели и регулирующие органы, за их активный интерес к развитию конкурентного космического рынка. Управление коммерческого космического транспорта Федерального управления гражданской авиации США (FAA AST) получило особую славу, за свою роль в лицензировании запусков и контроле за общественной безопасностью. Rocket Lab отметили: «мы работали очень близко с AST для ориентации в уникальной нормативной среде, окружающей создание частной стартовой площадки в Новой Зеландии».

Однако космические стартапы имеют серьёзные опасения на счёт способности FAA и других организаций по оптимизации их работы к предстоящему росту кривой запусков в форме хоккейной клюшки. Я могу сказать по моему многолетнему опыту исследований и прямых наблюдений за FAA, что они полностью осведомлены о проблеме и AST, под руководством нового администратора Уэйна Монтейта, сосредоточена на ней. Несколько фирм также выразили озабоченность о космическом трафике и управлении проблемой космического мусора – темами, которыми также занимается AST.

-6

Какая международная ситуация?

Все фирмы выразили интерес в иностранных заказчиках. Rocket Lab отметили, что они уже запускали спутники для австралийских и европейских заказчиков, и что «всё большее число международных заказчиков записывается в манифест запусков Electron». Померанц из Virgin хвастается, что их возможности делают их особо привлекательными для мировых клиентов.

Фирмами также была выражена обеспокоенность в отношении конкуренции со стороны номинально «коммерческих» структур, в частности из Китая и Индии. Нун из Relativity суммировал эту озабоченность: «государства субсидирует компании, которые конкурируя с чисто коммерческими фирмами будут искажать рыночные условия, способность фирм привлекать инвестиции для финансирования инноваций». Померанц добавляет, что «когда сверхдержавы имею возможность наводнять любой рынок системами, разработанными за государственные средства, но затем переименованные в «коммерческие» для продаж их продукции на рынке, это создаёт неудобное место для бизнеса, будь то автомобили, бытовая электроника или ракеты».

Некоторые фирмы выразили общее разочарование в связи с международными правилами оборота оружия (ITAR), которое применяется к ракетам-носителям и другим ракетам, ограничивая потенциальное сотрудничество с иностранными заказчиками и поставщиками. Поляков отметил, что «ITAR остаётся гнетущим для всей отрасли – не только для малых ракет, но эта ситуация меняется». Далее он высоко оценил усилия вице-президента, Министерства торговли и Национального космического совета в заинтересованности этой задачей. Relativity и Vector недвусмысленны заявили о том, что ITAR не мешает их работе. Нун назвал правила «устоявшимися и выполнимыми». Rocket Lab сказали, что для них ITAR было недостатком и «лишними документами и временем».

-7

Об авторе: Грег Отри имеет научную степень по экономике и MBA, является вице-президентом по космическим разработкам Национального космического общества и директором программы «южно-калифорнийской коммерческой космической инициативы» Университета южной Калифории. Он будет модератором группы с участием всех этих фирм на панельной части Международной конференции по развитию космоса в этом году, которая будет проходить 6 июня в Вашингтоне, округ Колумбия.

Отблагодарить авторов вы можете подпиской на канал и лайком статьи. Все статьи перенесены на Яндекс.Дзен из ВКонтакте авторами SpaceX, а фотографии взяты из открытых источников.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц