Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Как Людовик XIV пытался прийти к успеху?

Огромная империя, над которой не заходит солнце, со столицей в Мадриде. Вырождающиеся Габсбурги с огромной нижней челюстью и целым букетом наследственных заболеваний. И Европа, которая воюет последние 20 лет почти без перерыва. Грянет ли новый гром?

Тридцатилетняя война вкупе с реформами Ришелье вывели Францию в безусловные лидеры. Экономическая и военная помощь не могла удержаться в существовавших границах, поэтому Людовик XIV с 1677 года воюет со всей Европой. Но решительного перелома всё не наступает, после каждой победы король вынужден уступать одни территории взамен завоёванных.

Разногласия католиков и протестантов уже поутихли, важнее стали династические связи. С помощью специальных «палат воссоединения» можно оправдать присоединение к Франции хоть Страсбурга, хоть Вены. Благодаря родственным связям Людовик генерирует новые и новые казус белли с Нидерландами, Австрией и германскими государствами. К испанским Габсбургам принадлежит жена Людовика, поэтому династический кризис там как нельзя кстати.

Ослабленная Испания во главе с Карлом II включает в себя, кроме самой Испании, гигантскую колониальную империю в Америке и на Филиппинах, Южные Нидерланды (Бельгия), ворох итальянских герцогств, королевств и княжеств. Если кто-то один и проглотит всё это целиком, то переварить не дадут соседи. А наследников у империи было немало.

Основные кандидаты: двое маленьких внучатых племянников (Карл II приходился братом их бабушкам) Филипп Анжуйский и Иосиф Фердинанд Австрийский. Права на престол у них примерно одинаковые, по женской линии, что было нормальным для испанских Габсбургов. Конечно, Людовик XIV хотел бы посадить в Мадриде не внука, а своего сына, который унаследовал бы и Францию. Так же как и австрийский император Леопольд I предпочёл бы своего сына маленькому внуку. Оба варианта имели катастрофичные последствия: в одном появлялось франко-испанское государство, в другом – испано-австрийское. Баланс летел бы в этом случае в Тартарары.

Голландский статхаудер и после изгнания Якова II король Англии Вильгельм III Оранский предложил всем сторонам компромисс: передать испанскую корону одному из внуков, а Южные Нидерланды и Италию отнять и поделить. Неохотно, но стороны подписали

Лондонское соглашение. Осталось уговорить невесту. Карл II под нажимом завещал Иосифу Фердинанду земли, но запретил их делить.

Воля больного уродца не особо волновала европейских правителей, которые уже всё порешали. Острый кризис был преодолён. Ни с того, ни с сего наследник умер. Вопрос стал ещё более острым. По новому завещанию Испания переходила внуку Людовика, который должен был отказаться от французской короны. Не успели монархи обкашлять сложившуюся ситуацию, как Карл II (наконец) отошёл в мир своих более здоровых предков.

Теперь судьба Европы решалась в Париже. Людовик XIV должен был сделать выбор: рискнуть и получить всё или договориться и выиграть чуть меньше. В любом случае Францию ждала война, поскольку Испания и Австрия не смирились бы с разделом империи в нарушение завещания. А Англия и Голландия признали бы наследника только в случае передачи части территории Австрии. После напряжённых раздумий жребий был брошен. «Пиренеев больше нет!» - воскликнул испанский посол, когда Людовик признал соглашение.

На удивление Англия и Голландия признали Филиппа V Бурбона, Австрия подписала с ними соглашение о компенсации в виде Италии и Южных Нидерландов. Но Людовика было уже не остановить. Любые возможности сохранить полученное ценой мелких уступок и переговоров исчезли, когда он ввёл французские войска в Южные Нидерланды (!), запретил англичанам и голландцам торговать с Испанией (!!) и признал сына свергнутого Якова II английским королём (!!!).

Тут уж «не вынесла душа поэта позора мелочных обид», и началась война за испанское наследство. Если Крымскую и Семилетнюю войны иногда называют нулевой мировой, то эта точно достойна звания минус первой мировой, поскольку боевые действия шли и в Европе, и в обеих Америках.

P. S. Окончание войны было возвращением к началу: Испанией стал править Филипп V Бурбон без права наследовать Францию, Южные Нидерланды и Италия передавались австрийским Габсбургам. Людовик добился-таки своей цели и перевернул игру, Испания отныне стала не вечным соперником, а ближайшим союзником Франции.

Автор - Тимур Кашапов

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2