Никогда такого не было и вот опять! (Виктор Черномырдин)
Есть какие-то такие масштабные игры, которые не требуют никаких пояснений просто в силу своего существования. В свое время Джон Кармак перевернул игровой мир. Не хотите Кармака, вон хорошая книжка есть "Кодзима - гений". Да и других масштабных личностей в индустрии хватает. Как и знаковых проектов. Этот тоже станет знаковым. Безусловно. Правда запомнится он как грандиознейший провал 2020 года, обнаживший всю изнанку игровой индустрии того же самого года.
Пытаюсь понять что помешало взлететь этому, а наоборот, возможно что и прикончит (и хорошо бы) CD Projekt Red, и все больше прихожу к выводу что ничего уникального тут нет. Нельзя создать шедевр, если ты 10 лет будешь ходить и рассказывать что создаешь шедевр. Не работает. Создай. Покажи. Люди разберутся сами, где что.
Ну и разберемся мы.
На момент написания статьи уже развернулась можно сказать битва разъяренных пользователей с напором проплаченных медиаресурсов и, да да, увы, вроде бы уважаемых стримеров. На одном полюсе смесь непонимания, обиды, неприятного чувства что тебя "поимели". На другом деньги, акции, трейдеры, брокеры... никого не забыли? Кого? Программистов? А они нам зачем? Ааааааа... блин... да ладно, и так сойдет.
К технической части у меня, на удивление, никаких претензий нет. Как ни странно. Я лично запускал игру на двух конфигурациях. На i5/16/1070 я видел то, что видят сейчас пользователи консолей. На i7/32/2070 RTX я видел в игре на метр дальше, слушая гудение вентиляторов, которым доселе гудеть особо никогда не приходилось. Почему нет претензий? Потому что тут все сразу видно и сразу все понятно. Только запустив игру, ты сразу видишь перед собой наскоро слепленную поделку, на постпродакшен которой не хватило ни времени, ни сил, ни денег, ничего. И ТАК СОЙДЕТ.
А что бы и нет, с другой-то стороны. Crysis: Remastered только что задал недостижимую планку "качества", когда выпущенная игра не может работать ни на одной современной платформе, без превращения ее в плане графической составляющей в Quake 2.
Так что для меня история с технической частью как-то безболезненно прошла, могу сказать. Сразу увидел что полный ад, ну и ад и ад. Все ясно. В общем-то например же существуют такие игры как Undertale. Там никакой графики нет вообще, это никак не мешает игре затягивать тебя в пиксельное приключение.
У игры хватает проблем и посерьезнее, как бы ни удивительно сейчас это звучало. В принципе, положив некоторое количество сил и средств, технику-то допилить можно. А вот как допилить обещания гениальности всего на свете, когда у тебя из реально гениального на всю игру одно только событие, это приглашение в проект Киану Ривза, возродившегося на момент приглашения как Джон Уик? А да, это же тоже просрали. Киану, поближе к концу "разработки" игры куда-то по-тихому слился и никак не отсвечивал от слова совсем. Вероятно получил на пробу тот самый гениальный продукт, поиграл и понял что надо тихо отползать, пока Хиросима еще не началась.
Самая главная проблема на деле, что сюжет в игре действительно существует, действительно он хорош, сам по себе. И это, и только это, по сути заставляет сейчас игроков по всему миру скрипеть зубами, терпя бесконечные фризы, наложения текстур, мыло, пропадания и появления персонажей и другие глюки. Пользователи консолей еще мирятся с постоянными вылетами на ровном месте. Из-за сюжета. Сюжет и мир на уровне того же HORIZON. От которого, к слову, много тоже взято.
Проблема в том, что при наличии сюжета, CD Projekt пошли самым простым путем. Они взяли за основу тот самый, ругаемый многими, но и одобряемый многими FALLOUT 4 и принялись набрасывать на эту старую проверенную елку мишуру, чтобы скрыть сам костяк. Так в игре появляется "гениальное" переключение между персонажами, когда мы видим и участвуем в игре то от лица одного, то от другого... Ничего не напоминает? Да это же... Да! Это DETROIT. Это самый что ни на есть он и есть. Кстати помните мрачную сцену из DETROIT, в которой Маркус просыпался на свалке роботов и по пути к выходу собирал себя из деталей еще живых андроидов? Душераздирающе было, не правда ли? Тут эта сцена тоже есть. Можете насладиться воспоминаниями о пройденной когда-то реально шедевральной игре. Ви правда не будет в столь же мрачной атмосфере себя собирать, его просто заберут на полпути к выходу, но тем не менее.
Так, но что мы там про обвешивание FALLOUT 4 плюшками. Из того же DETROIT взята концепция "мы тебя приведем к контрольной точке, чего бы нам это не стоило". В чем это выражается. В том, что ты можешь иметь некую свободу действий, которая даже повлияет в итоге на результат, но сама по себе линейность повествования тебя будет раз за разом притаскивать к контрольным точкам. Слева ты зайдешь в итоге или справа, но не переживай, до точки ты доберешься. Это не хорошо и не плохо, понятно что без такого подхода ты не расскажешь историю целиком, если дашь пользователю возможность взять и уйти на полдороге неизвестно куда. Но проблема конкретно киберпанка в том, что даже тут халтура прет из всех щелей. Ни в DETROIT ни в FALLOUT 4, нет такого количества настолько бьющих по башке диалогов, в которых ты из двух вариантов противоположных если выбираешь не тот ответ, который нужен по сюжету игре, она тебе просто говорит "не то выбрал" и оставляет на экране единственно верный вариант.
Еще о мелкой мишуре. В одной из сцен ваш покорный слуга обнаружил себя не где-нибудь, а прямо в самой игре CONTROL. Помните этот замечательный антураж с черными прямоугольниками из измерения ИИССов, которые разбивала героиня игры, возвращая мир в нормальное состояние? Они там были и статичны, и двигались. Тут это тоже все есть, спасибо что напомнили о столь интересном проекте. Надо бы пройти последнее DLC CONTROL, а то не до того как-то было.
Но сколько же можно стоять на месте. Может погоняем на машинках? У нас есть куча заданий на тему "поехали убьем того гада, или украдем то-то затем-то". Боже, мой кибермодуль сбоит, у меня опять флешбэки. Причем в этот раз сразу и на MAFIA 3 и на RAGE. В первом случае на сами задания и поездки по городу, а второе прет из антуража и вида автомобилей.
Стоп. Надо скинуть барахло в автоматы и поговорить с персонажами. С барахлом бежать тяжело, а персонажи забавные... Какие-то очень знакомо забавные... Какие-то... Так это же The Outer Worlds!!!
Бежать, бежать, спасаться...
Во мне поселился Киану Ривз, о нет, даже не он, а террорист Джонни Сильверхенд, который хочет занять собой весь мой мозг и лупит меня флешбэками.
Одно спасение - бежать. Бежать по "огромному" Найт-Сити, бросить сюжетку, ведь здесь столько уникальных возможностей просто жить в этом городе, выполняя только те задания, которые тебе по душе... Что это... Что это, BATMAN ARKHAM CITY???? Нет, это SPIDER-MAN???? Нет, не может быть, опять куча однотипных "совершается преступление - набей морды"? Бессмысленных и беспощадных "сбегай на другой конец города - принеси ЭТО". ASSASSIN'S CREED: VALHALLA???? Это ты??? 80 часов "сбегай туда, захвати это"?????
Я все понял. Это он. Это Джонни Сильверхенд. Он захватывает мой мозг все больше и поэтому я вижу так плохо, текстуры накладываются, глаза отказывают и персонажи все чаще сами собой появляются и пропадают. Скоро меня не будет, будет только Джонни.
У каждого из вас, кто рискнет окунуться в это приключение, уверен, будут и свои флешбэки.
А если рассмотреть ситуацию в общем, то она на мой взгляд выглядит весьма несложно. 8 лет назад на волне дикого успеха ведьмака CD Projekt RED располагают весьма креативной и крутой ИДЕЕЙ. И тут же анонсируют ее как "ну мы ТАКОЕ СДЕЛАЕМ, НУ ТАКОЕ, НУ...".
После чего 6 лет занимаются одним только маркетингом, т.к. инвесторы, вложившиеся в акции компании подталкивают их, давайте, давайте, мы хотим 10 долларов прибыли на доллар вложений, вы молодцы, давайте больше рекламы, больше красивых картинок и БОЛЬШЕ ПРЕДЗАКАЗОВ.
В последние 2 года вдруг все понимают что обещания как-то уж сильно затянулись, приток предзаказных средств пошел на убыль и нужно срочно что-то делать. Глядя на то, что успели "ЗРОБИТЬ" за 6! лет все погружаются в шок. В итоге инвесторы уходят писать бизнес-план, а разработчики садятся за саму игру.
Именно розданная детям инвесторов альфа или бета в конце прошлого года, тут сложно сказать на самом деле что в итоге продали пользователям за деньги сейчас, бету или даже альфу, летит в помойку, дети играть отказываются и инвесторы срочно немотивированно переносят 2 раза релиз, дабы не попасть под GAME AWARDS 2020 и не обанкротить компанию грандиознейшим скандалом. Ну а когда в третий раз переносить это тоже значит обанкротиться, срочно сбрасывают большие пакеты акций, фиксируя предрелизную прибыль и выкатывая то что есть. Благо удачно подоспели топовые решение по видеокартам от NVIDIA и AMD и на них, о чудо, все даже и работает терпимо.
Обратили внимание что в процессе создания шедевра речь вообще не идет о собственно самом продукте? Да. Такова наша сегодняшняя реальность. Не нужно делать хорошо, нужно хорошо РАССКАЗЫВАТЬ о том, как ты хорошо сделаешь. 8 миллионов кинутых и обманутых пользователей, получивших по предзаказу это месиво, тем не менее деньги-то уже уплатили. И еще столько же успеют уплатить, пока правда выплывет наружу.
Можно конечно оправдывать разработчика в части того, что технически их мир оказался слишком сложен, хотя по факту вся эта суперсложность для обработки не слишком мощными системами сводится к идеологии фирмы 1С. "Нужно еще больше памяти". И сколько не дай, утечки потребуют еще. Процесс бесконечен и оправдывает все. Можно было бы оправдать CD Projekt что их мир огромен и потому все так. Если бы рядом не вышли та же VALHALLA, тот же WATCH DOGS, да в конце концов дикое разноплясное месилово DOOM ETERNAL, которые почему-то ни одна не вызывала у существующего железа пользователей таких проблем.
Вопрос прост. Хотели заработать денег - заработали. Игра и не нужна. Нужны акции, пресс-релизы, пеар компания и дешевые обещания, которые исполнять вовсе не обязательно. Хомячки пожуют и проглотят.
Одно из самых показательных, что топовые стримеры российские, получив в свои лапки бесплатные супердефицитные карты от NVIDIA, хвалят эту поделку. И играть интересно, и графика крутая, ну а мелкие недочеты... Ну что вы, нищеброды, кто не может найти за 100.000 рублей карту, чтобы поиграть в игру ценой в 2000р, что вы понимаете в современной игровой индустрии.
А все дело в том, что они тоже 8 лет ждали то, что принесет им миллионные просмотры и кучку денег на Рождество. Бизнес дело такое. Стриминг тоже бизнес. В выборе рассказать пользователю правду или заработать на том что есть, выбираем конечно заработок.
Прости, Джонни Сильверхенд. Ты вовремя ушел, а мы увы, ДОЖДАЛИСЬ.