М46 Patton
Модернизированный вариант тяжелого танка М26 Pershing периода Второй Мировой войны. 30 июля 1948 танк приняли на вооружение. Производство продолжалось около двух лет (1949—1951), за это время собрали 800 ед. техники + переоборудовали 1215 “Першингов”.
В первые М46 понюхали пороху в Корейской войне (1950). Танковых баталий были не так много, американским машинам противостояли северокорейские Т-34-85, которые уступали по вооружению и бронированию, соответственно “Паттоны” всегда выходили победителями. Корейский конфликт выявил ряд недостатков присутствующих у М46, однако американцев это нисколько не смущало и они эксплуатировали боевую машину вплоть до тех пор, пока их вовсе не заменили танки нового поколения М48.
- Боевая масса: 44 т.
- Экипаж: 5 чел.
- Главный калибр: пушка М3А1 - 90-мм
- Мощность двигателя: 810 л/с при 2800 об/мин.
- Скорость: 48 км/ч
- Запас хода: 120 км.
М47 Patton II
Это глубокая модернизация М46. На машину установили новую литую башню от экспериментально среднего танка Т-42 разработанного в середины 1940-х. Помимо этого улучшили СУО и установили более мощную 90-мм пушку с начальной скоростью полета снаряда свыше 900 м/с. Серийное производство начали в 1951 году, выпуском танков занимались два промышленных гиганта: Detroit Arsenal Tank Plant и American Locomotive Company. Всего собрали 8676 единиц техники.
М47 стал самой массовой американской штурмовой машиной, даже несмотря на технические неисправности СУО, которые выявили еще на этапе испытаний. Спустя время исправить проблему так и не удалось, а новая СУО являлась ключевым отличием от предыдущего поколения танков. Поэтому для американской армии М47 стали не пригодны. Возник вопрос: куда девать более 8 500 ед.? Несмотря на популярную фразу российского писателя-сатирика М.Н Задорнова: Ну американцы тупые! Все же у них возникла вполне здравая идея, если М47 не нужны армии США, значит танки автоматом отправляются на экспорт.
В 1953 началась торговля. Более 80% вторых Паттонов отправили в страны НАТО и в азиатский регион. Боевое крещение М47 получил на стороне французской армии в 1965 году (Суэцкий кризис). В 1965 пакистанцы на своих М47 вторглись на индийскую территорию, но из-за неграмотной стратегии понесли большие потери. Турецкое вторжение на Кипр - Паттоны столкнулись с кипрскими Т-34-85.
Неприхотливость в эксплуатации и относительная дешевизна М47, побудила некоторые страны стартовать модернизационные работы. Самый большой апгрейд породил вариант М-47М. На него установили силовую установку и СУО от танка М60А1, а также сократили экипаж до 4 человек убрав помощника механика, на его место разместили дополнительный БК. 800 танков М-47М отправили в Пакистан и Иран.
- Боевая масса: 46,1 т.
- Экипаж: 5 чел.
- Главный калибр: пушка М36 - 90-мм
- Мощность двигателя: 810 л/с при 2800 об/мин.
- Скорость: 48 км/ч
- Запас хода: 130 км.