Найти тему
Развитие и жизнь

Диплом получил и ... учёба только начинается!

моё фото. К нам пришла современная техника - преобразователи частоты Danfoss
моё фото. К нам пришла современная техника - преобразователи частоты Danfoss

Представьте, что приходит на предприятие новая техника, там всякие экраны с меню, кнопки и прочее. Рабочие - ремонтники начинают "тыкать" в эти кнопки пытаясь понять как это работает. Благо сейчас в аппаратуре начали делать пункт меню - "сброс в заводские настройки". Это для таких случаев "методов тыка".
А читать различные мануалы уже никто не хочет ибо чтение, к сожалению, ушло в прошлое. Все в свободное время видео с ютуба смотрят. А потом  раздаётся "не хватает специалистов". Вроде дипломов много, а специалистов мало, или специалист имеется, который ухватил некоторые знания когда – то и пытается на них сидеть, не имея способностей как к расширению этих знаний, так и к изучению новой информации. Что - то типа робота с одной программой. (может это и есть роботизация, о которой говорят :-) ) А для инсталляции другой программы или для апгрейда необходим учитель, который будет выбирать из массы информации ту, которая необходима на данный момент.
А что стоит взять необходимую информацию, изучить её самому, научиться выделять в массе этой информации ядро истины? То есть получить новую порцию знаний, которые нужны в изменившейся обстановке.
Представим, что вы никогда не видели автомобиля. Пустая дорога, война или стихийное бедствие, стоит брошенный "ВАЗ 2101". В "бардачке" заводская инструкция по эксплуатации. Там же ключ зажигания. Но вы не знаете, что это за ключ, что это за кнопки и рычаги. А ехать надо - от этого зависит жизнь... Можно долго нажимать на кнопки, включая то дворники, то печку, нажимать на педали и крутить руль, но оно не едет. А можно найти в нужном разделе инструкции как сначала завести двигатель, затем как начать движение, при этом изучив по иллюстрациям, где какие рычаги и за что они отвечают. И поехали потихоньку сначала на первой скорости, потом и на второй. Кстати - это реальный случай из моей жизни (хотя опыт вождения был - мопеда, а авто не было ни у родственников, ни у друзей).
То же и в других жизненных обстоятельствах - везде есть правило, есть уже наработанные инструкции эксплуатации, которые можно быстро изучить, а потом лишь выполнять и нарабатывать опыт. И не только в технике. Когда я "выживал" в селе несколько лет, куда уехал в период распада промышленности и невыплат зарплат, то так - же изучал устройство и эксплуатацию огорода, птицы и той же козы. Коза - одна штука. Имеется вымя. Сначала думал, что любая коза будет давать молоко, как с крана вода течёт! Оказалось, что надо её спарить с козлом, а молоко после рождения козлят. Вот не смейтесь только с горожанина в третьем поколении. Есть справочники по домашнему сельскому хозяйству (а сейчас и интернет). Вот по ним и можно освоить. И пошло молоко от 3- х до 4 литров в день!
А потом новые знания – как печь хлеб, как делать сдобные булочки, как делать плавленый сыр, как ухаживать за растениями, что такое курица – несушка 3 шт, что это из под курицы вылезло – цыплята 12 штук, а ака это обслуживать?  Эти и ещё масса знаний и навыков из журналов и справочников.
А профессию телемастера когда осваивал в 90-е. Стоял вопрос или голодная смерть или ремонт телевизоров. Благо книги - справочники уже или были (увлекался немного основами радиоэлектроники типа цветомузыку спаять) или купил недорого. К каждой модели телевизора продавались справочники телемастера.
К чему я это всё говорю - сейчас много статей по реформе профтехобразования. А стоит поднять вопрос - кого будем учить? Роботов с одной профессией или саморазвивающегося специалиста, который будет подстраиваться под изменения технологий и реальные условия конкретного предприятия? У специалиста будущего не должно быть подпрограмм сомнения "нас этому не учили", "я это не освою". Да, у каждого человека есть некая генетическая предрасположенность к определённым видам деятельности (физики и лирики). Это определяется специальными тестами. Но эти виды деятельности предполагают некий набор профессий. Так был человек электронщиком - изучил в молодости и ремонтировал радиоприёмники и магнитофоны, а с появлением компьютеров самостоятельно, используя справочную литературу и интернет освоил программирование и компьютерное "железо". А затем на основе изученного разработал методические материалы и стал вести курсы для начинающих в интернете. При этом в возрасте, когда уже не идут в студенческие аудитории.
В то же время есть отрицательные примеры, когда молодые рабочие, попадая на предприятие, где не развита учёба (а такое часто встречается на старых предприятиях), забывают все полученные знания и постепенно деградируют до уровня "кайла" и "лома". А когда приходит новая техника, то заявляют, что их этому не учили (в лучшем случае, в худшем случае просто выводят технику из строя). Хотя как инструкции по эксплуатации имеются в комплекте к технике, так и интернет в помощь. Один из примеров, когда работники в молодости осваивали во время обучения электромеханические приборы и автоматику в 60-х годах, а в 80-х пришли электронные приборы на полупроводниковых элементах, где уже не надо с маслёнкой работать и отвёрткой. Работник должен самостоятельно поднять свои навыки до уровня «ремонт электронных приборов». Или были транзисторные схемы, а затем пришли микросхемы – работник должен уметь самостоятельно освоить работу по ремонту таких приборов. Не каждому такое под силу, но для этого и существует система квалификаций. Работаешь только со старой техникой и не можешь обслуживать новую, нет желания или умения повышать свои знания – ищи другую профессию, получи более низкий разряд. Осваиваешь новую технику – получи более высший разряд, учишь других – получи высший разряд (выше 6 разряда должен быть разряд, например «электрослесарь – инструктор»). Здесь можно парировать тем, что по идее инструкторами в службе являются бригадиры и мастера. Но практика показывает, что мастера (особенно ветераны) часто зацикливаются на административной работе и теряют свои знания и квалификацию по сравнению с квалифицированными рабочими. Бригадиры же часто умеют организовать работу на должном уровне, но совершенно не обладают способностью к обучению.
Нужно подсуетиться и в учебных заведениях. Концепция обучения должна базироваться на том, что полученные знания необходимо будет всю жизнь обновлять. И уже не в учебном заведении, а на рабочих местах. Ни в коем случае не должно быть фраз «вы закончили обучение и теперь начинаете трудовую деятельность…». С первого дня обучения должна повторяться одна истина: «мы вам даём только основы знаний, которые вам помогут выйти в самостоятельную жизнь. Мы вас научили работать со справочной информацией, находить зерно истины, Мы вас научили учиться.. Теперь дело за вами – ищите сами новые знания, усовершенствуйте созданное вашими отцами, создавайте новое».

статья перенесена (удалена в ЖЖ) из моего блога в Живом Журнале