Яндекс-Дзен выплюнул мне на экран пост канала «Нетленка Владимира Желтова» под названием «Нобелевскую премию получил бы не Бродский, а я!», в которой поэт Евгений Рейн объясняет, почему выбор Нобелевского комитета пал на Иосифа Бродского.
Надо признаться, что у меня была своя версия о взаимоотношениях Нобелевского комитета и российского искусства, и я вложил ее в уста одного из главных героев своего романа «Апокриф» увлекательного приключенческого чтива с элементами детектива, драмы, триллера и боевика.
Вот она.
«- А «Полигон» это что? – Поинтересовалась Тамара.
- Это выставочный зал такой, временный, на территории бывшего завода, в цеху, который работяги называли «полигоном». Когда завод работал, в нем испытывали конечную продукцию. Его (завод) сейчас кто-то выкупил, и будут перестраивать в торгово-развлекательный центр. А в цеху в течение месяца будет устроена выставка современного провинциального искусства. – Ответил «Татушка» вместо Антона, проявив свою осведомленность. – Придумал уже, что ваять будешь? – Спросил он у «Тохи».
- Какой там! Голову сломал. Ничего путного на ум не приходит. Если «по чесноку», не знаю даже писать что-нибудь или инсталляцию какую-нибудь замастрячить. Как думаешь, Том. – Обратился художник к подруге.
- Предмет изобразительного искусства – товар, - ответила историк после короткой паузы - чтобы его продать, нужно найти потенциального покупателя, понять его желания и удовлетворить их. А чтобы его продать выгодно, надо добиться известности. Чтобы добиться известности, мало быть хорошим мастером своего дела, будь то мастером слова или мастером кисти, неважно. Хочешь стать известным, будь либо лоялен власти…. Хотя, нет, мало быть лояльным. Нужно быть льстивым. Тогда ты получишь ее материальную поддержку, в виде заказов, а, по прошествии времени, и признание, в виде разного рода внутригосударственных премий, что-то похожее на юбилейную медаль «За безупречную службу», которые выдают в армии.
Не нравится этот путь. Будь оппозиционным…. Хотя, тоже нет. Мало быть просто оппозиционным власти. Надо ее ненавидеть, ненавидеть искренне и яростно и, не скупясь, выливать эту ненависть на полотно. Это путь к мировой славе, мировому признанию, международным премиям, типа Нобелевской.
Почему одним из самых известных русских писателей за рубежом является Достоевский? Почти все герои его романов – личности мрачные, с двойным дном и с гнильцой; убийцы, как Раскольников или лицемеры и негодяи, как Смердяков. Кроме того все они страдают от неблагополучия окружающего их мира. Но они русские, а «окружающий их неблагополучный мир» это – Россия. Если чье-то знакомство с Россией происходит через чтение Достоевского и ограничивается этим, то его Россия – это неблагополучная грязная и мрачная страна населенная моральными уродами и маньяками.
Ровно по той же самой причине «заграница» раскручивала через вручение Нобелевской премии Бунина с его «Окаянными днями», Пастернака с его «Доктор Живаго», Солженицына и Бродского. Из общего ряда Российских Нобелевских лауреатов выбивается только Шолохов…. А, впрочем, почему выбивается, - возразила Тамара сама себе – Вообще не выбивается. В его «Тихом доне» моральных уродов тоже предостаточно. Он их, большей частью, поместил на белую сторону раздираемого гражданской войной Российского общества, что абсолютно устроило Советскую Власть. Но для всего остального мира все герои «Тихого Дона», и белые, и красные, и моральные уроды – Россияне. Так, что и вручение Нобелевской премии Шолохову тоже не выбивается из тренда.
Самым известным и успешным Российским художником за бугром стал Илья Кабаков. Этот милый и добродушный, с лица, человек люто ненавидит все Советское и в каждой своей работе, будь то картина или инсталляция, демонстрирует эту ненависть всеми доступными ему средствами».
А вот слова Евгения Рейна.
«Конечно же, в некоторой степени его (Бродского) Нобелевская премия принадлежит поколению «оттепели». Поколению противостояния советской власти. Поколению свободомыслия. Иосиф это все максимально в себе сконцентрировал. Бродский был наиболее реальной, я бы даже сказал, идеальной фигурой для Запада, для Нобелевского комитета.
…Бродский абсолютно вписывается в Нобелевский кодекс.
…Конечно, процесс над Бродским, так бездарно организованный властью, был некой ракетой, которая его вывела на мировую орбиту».
Приятно найти авторитетное подтверждение собственной версии.
Вам также могут быть интересны статья «Донос Иуды. Предательство или подвиг самопожертвования?» и цикл статей о Катыни, в которых я постарался выудить из стога противоречивых документов, аргументов и мнений хрупкую соломинку правду.
Первая статья цикла называется: «Памятную доску о расстреле органами НКВД польских военнопленных снесли. На очереди мемориал на месте захоронения?»
Все знают о том, как трудно пробивали дорогу к своим читателям эпохальные произведения Пастернака, Солженицына и Гроссмана. И понятно, почему.
А вот чем пришелся не ко двору партийным функционерам роман "Брестская крепость", тот самый, по которому не так давно был снят одноименный фильм, известно немногим. В то, что такое могло произойти даже верится с трудом.
Я рассказал об этом в цикле статей, первая из которых называется: «130 тысяч экземпляров только что изданной «Брестской крепости» «изрезали в лапшу», и макулатуру отправили на бумажный комбинат».